Пакистан готовит продажу нескольких ценных активов в уплату долгов

Изображение: (cc) schuldnerhilfe
Пустые карманы
Пустые карманы

Морские порты, аэропорты и телекоммуникационные компании готовит к продаже ближневосточным странам (ОАЭ, Катару и Саудовской Аравии) Пакистан, 30 июля сообщило агентство Middle East Eye.

В частности, речь идет о продаже ОАЭ 85% доли в одном из вновь строящихся многоцелевых терминалов международного порта Карачи, через который идет большая часть морского грузопотока Пакистана. Другая часть порта пока отдана в аренду портовой компании Абу-Даби (AD Group) сроком на 25 лет.

По соглашению с AD Group компания будет расширять площадь хранения контейнеров и проводить работы по углублению порта для приема более крупных судов. Правительство Пакистана получит $50 млн (4,55 млрд руб.) на оборудование и инфраструктуру, а также по $18 (1,65 тыс. руб.) за обработку каждого контейнера.

«Это определенно не самая выгодная сделка… Правительство могло бы установить более высокую цену. Ни один независимый консультант не был вызван для проверки цен, что является юридическим нарушением», — сообщил изданию один из известнейших экономических журналистов Пакистана Шехбаз Рана.

По его словам, это была уступка ОАЭ для их «успокоения» в плане готовности увеличивать кредитные программы.

Другой эксперт, младший научный сотрудник Исследовательского центра имени короля Фейсала Умар Карим, отметил, что данная сделка хорошо вписывается в стратегию ОАЭ по взятию под контроль крупнейших портов и логистических терминалов в регионе.

«Стратегическое положение Карачи в устье Аравийского моря позволяет ему управлять всей морской торговлей Пакистана, и, таким образом, он является ценным активом. Эта арендная сделка даст ОАЭ значительное влияние в торговой среде Пакистана», — добавил Карим.

Кроме того, отметил эксперт, телекоммуникационная компания Etisalat из ОАЭ уже приобрела значительную часть акций главной телекоммуникационной компании Пакистана, PTCL. Ходят слухи, что эта компания будет продана ОАЭ полностью, а сверх того может быть продан второй по величине сотовый оператор Пакистана, компания Telenor.

Отмечается, что государственный долг Пакистана на ближайшие три года составляет уже почти $80 млрд (7,3 трлн руб.), поэтому стране постоянно нужен приток американской валюты.

Один из известных экономистов Пакистана Хакан Наджиб, занимавший пост советника трех последних глав минфина, заявил, что Катар с 2018 года ведет переговоры с Пакистаном о том, чтобы взять на себя управление тремя крупнейшими международными аэропортами: в Карачи, Лахоре и Исламабаде.

Эксперты отмечают, что продавать аэропорты затруднительно, поскольку они находятся под залогом еще со времени предыдущих правительств, а аэропорт Исламабада вдобавок не имеет достаточного трафика для обеспечения рентабельности.

Тем не менее, есть признаки того, что Пакистан рассматривает продажу национальной авиакомпании PIA, а также сталелитейных заводов и электростанций.

«Будет интересно посмотреть, каковы условия сделок, поскольку это в основном дотационные предприятия, которые давали сменяющим друг друга правительствам политический маневр для устройства своих сторонников в эти организации на синекуру», — заявил Умар Карим.

По его словам, покупатель может не стерпеть раздутых штатов этих компаний и отправить большую часть персонала под сокращение.

Все эти статьи являются слишком незначительными для того, чтобы решить долговую проблему Пакистана, заявил Хакан Наджиб. По его словам, для реального сокращения долгов приватизацию придется проводить всерьез.

«Государственный сектор Пакистана насчитывает 168 коммерческих государственных предприятий, охватывающих энергетику, авиацию, железные дороги, логистику, связь, производство, финансы, горнодобывающую промышленность и машиностроение, оптовую торговлю, розничную торговлю и маркетинг», — подчеркнул эксперт.

По его словам, масштабная приватизация позволит побороться с кризисом долларовой ликвидности. Кроме того, именно этот подход МВФ чаще всего навязывает своим должникам.