Австралия потратит 50 млрд AUD на потенциально негодные суда — WA Today
Слишком дорогими, неудачными конструкционно и не соответствующими стратегической обстановке в Тихом океане считают строящиеся британской компанией BAE Systems для Австралии фрегаты Type-26 класса Hunter военные эксперты, опрошенные WA Today, пишет 7 октября региональная австралийская газета.
Так, бывший заместитель министра обороны Австралии Хью Уайт заявил, что «не знает никого» из специалистов, кто бы расценивал строящиеся корабли как отвечающие потребностям австралийского флота. Газета также ссылается на «известного военного аналитика», чье имя не раскрывает, поскольку тот работает на австралийское правительство, который назвал фрегаты «плавучими индюшками» и потенциально «худшим судостроительным проектом» в истории Австралии.
Дэвид Шеклтон, который командовал ВМС Австралии в 1999–2002 гг. в своем докладе для Австралийского института стратегической политики от 2023 года охарактеризовал строительство британо-австрало-американского корабельного гибрида как фундаментально ошибочную идею, от которой следует отказаться.
В мае 2023 года был опубликован аудиторский отчет, согласно которому смета проекта, уже неоднократно сталкивавшегося с трудностями, предположительно окажется «значительно выше» 45 млрд австралийских долларов (2,9 трлн руб.). Согласно этому же отчету, минобороны Австралии изначально оценивала два других строительных подрядчика — из Италии и Испании — как более удачные варианты, чем британский фрегат BAE Type 26.
В открыто опубликованном правительственном Стратегическом обзоре минобороны Австралии от апреля 2023 года вопрос надводного флота страны обходится стороной. Вместо этого власти страны провели отдельный его анализ и засекретили результаты — которые в начале октября получил глава минобороны Австралии Ричард Марлз.
Директор по внешней политике и обороне Центра исследований Соединенных Штатов и бывший эксперт Стратегического обзора минобороны Австралии Питер Дин называет фрегаты «запроектированным сверхспециализированным противолодочный фрегатом, который больше не отвечает потребностям стратегической обстановки» и предлагает подумать об их замене.
Другие эксперты также отмечают, что после того как высокоточные ракеты, массовое использование БПЛА и высокоточных спутников изменило сам ход военных действий, возникает вопрос, есть ли смысл использовать надводные корабли вообще.
Ярким примером уязвимости дорогостоящих военных судов перед сравнительно дешевыми беспилотниками счел затопление российского ракетного крейсера Москва в 2022 году бывший военный адмирал Джеймс Ставридис, написавший об этом для Блумберга. А старший аналитик Австралийского института стратегической политики и бывший сотрудник минобороны Австралии Эндрю Дэвис вообще считает надводные суда практически бесполезными в нынешних войнах.
Напомним, договор о строительстве девяти фрегатов был заключен премьер-министрами Австралии и Великобритании в 2018 году. Изначальная сумма договора должна была составить 35 млрд австралийских долларов (2,25 трлн руб.), но с тех пор поднялась более, чем на 10 млрд. Проектный вес кораблей вырос более, чем на тысячу тонн, а сроки сдвинулись минимум на 1,5 года.
Читайте также: Парламент Австралии потребовал отчета о проблемах проекта военного корабля
Напомним также, параллельно с этим Австралия имеет еще один дорогостоящий международный оборонный контракт, сроки по которому уже неоднократно сдвигались, а полная ясность еще не достигнута. Страна должна получить от союзников по оборонному союзу AUKUS атомные подводные лодки. Ради этого в сентябре 2021 года Австралия в одностороннем порядке разорвала контракт с Францией на строительство обычных субмарин, по которому была вынуждена заплатить многомиллионную неустойку, не говоря уже о крупном международном скандале.
Читайте также: Производство австралийских атомных подлодок придется развернуть в США
(теги пока скрыты для внешних читателей)