Министр образования РФ: молодые учителя обретут перспективы роста
Одной из целей разработки системы оценки профессионального роста станет создание перспектив для молодых учителей, заявила министр образования РФ Ольга Васильева на круглом столе «Модель национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения» в МИА «Россия сегодня», 28 августа сообщает собственный корреспондент ИА Красная Весна.
Говоря о разрабатываемой системе профессиональной оценки учителей, министр образования объяснила, что система будет включать в себя два блока: непрерывного повышения профессионального уровня и аттестации качества.
«В этой системе будет очень большая перспектива для молодых», — сделала акцент министр образования.
«Сейчас можно будет раньше выйти на аттестацию профессиональную и — если человек чувствует в себе силы, профессиональные силы — заявиться теперь как профессионал нового качества», — пояснила Васильева.
В качестве позитивной тенденции Васильева отметила увеличение количества молодых учителей в 59 регионах страны и повышение конкурса в педагогические вузы.
Напомним, что проверка национальной системы учительского роста официально начнется с сентября 2017 года, тогда как отработка отдельных ее элементов в ряде регионов прошла ранее. Инициатором создания системы выступил в 2015 году президент России Владимир Путин.
Несмотря на уверения чиновников в позитивных изменениях, которые принесет новая система оценки, и в том, что она будет дорабатываться с широким общественным обсуждением, есть определенные основания для опасений.
Во-первых, чиновники обещают сохранить существующую систему категорий и званий при наличии параллельной с ее новыми должностями и тестированиями для педагогов. То есть и «молодым дорога», и «старикам почет». Но даже если новая система не поглотит полностью старую, сложно представить, что ее внедрение возможно без увеличения объема проверок, которыми учителя уже перегружены.
Во-вторых, некоторые из приглашенных на круглый стол экспертов уже отмечают возникающие и потенциальные проблемы. Особенно много о них говорила председатель общероссийского профсоюза образования, которая сообщила о крайней непроработанности уже внедряемой концепции и, соответственно, невозможности для педагогического сообщества составить о ней четкое мнение. Затронута также была проблема несогласованности действий проверяющих ведомств и потенциальная возможность работодателя злоупотреблять полученными о квалификации сотрудника данными.
Вопросы накопились также и у педагогов-практиков, которые отмечали отсутствие у чиновников полноценной модели выпускника, целостного образа человека, к которому стремится образование и без которого крайне сложно понять, в какую сторону надо повышать квалификацию учителей и воспитателей.
Еще более смущает то, что разработчики и реализаторы концепции говорят на языке компетенций и новых должностей для учителей, постоянно ссылаясь на западный опыт и вкрапляя в свою речь иностранные термины.
При этом одной из главных причин необходимости развития этих компетенций называют инклюзивное образование, то есть обучение детей с особенностями развития в обычных классах. Компетентные учителя на новых должностях должны писать для них индивидуальные программы, с которыми, как признаются чиновники, сейчас большинство педагогов не справляется.
Для того, чтобы они смогли качественно выполнять эту задачу, отличившихся педагогов надо будет разгрузить от собственно обучения, оставив им зарплату, что по сути увеличило бы бюрократическую составляющую в школах, а также подразумевало бы увеличение требуемого числа учителей и финансирования. Не говоря уже о необходимости обучения их как можно большему количеству «компетенций». А ведь уже долгое время идут оптимизации в образовательных учреждениях всех уровней, от дошкольного до высшего, и закрытие специализированных учреждений под эгидой инклюзии. Если же этот сценарий не реализуется, то дополнительные обязанности с высокой степенью вероятности окажутся для учителей еще одним источником нагрузки.
Кроме того, педагоги справедливо отметили, что работающие на две ставки учителя и воспитатели с чрезмерно большими по размеру группами вряд ли смогут стать более эффективными благодаря новым вариантам диагностик.
Но эти диагностики могут позволить лучше осуществлять над ними контроль. В пользу этого мнения свидетельствует также отчет чиновника из пилотного региона, прозвучавший на круглом столе. По его словам, учителя-наставники молодых выпускников педагогических вузов получают по итогам диагностики «диаграммы по каждому молодому учителю». Несмотря на прощальные слова министра образования о том, что «здесь не может быть чиновничьей оценки», подобные диаграммы весьма соблазнительны именно для чиновника. Так что, пока действительно ничего не принято и даже не оформлено окончательно, традиционно пассивному педагогическому сообществу следует позаботиться об обеспечении собственной безопасности.