Донор британских консерваторов участвовал в схеме отмывания денег

Эдгар Банди. Скандал. 1917
Эдгар Банди. Скандал. 1917

Крупный бизнесмен, названный «лицом, представляющим интерес» в глобальном расследовании по отмыванию денег, оказался крупным спонсором консервативной партии Великобритании, 16 мая пишет The Independent.

Имя Джавада Маранди, награжденного орденом Британской империи за бизнес и благотворительность, было названо после проигрыша в 19-месячной судебной тяжбе за сохранение анонимности.

Бизнесмен, пожертвовавший Консервативной партии £756 300 в период с 2014 по 2020 год, был назван судьей «важным лицом» в ходе разбирательства, возбужденного Национальным агентством по борьбе с преступностью. Маранди не был участником этих разбирательств.

Расследование началось в 2017 году, когда Проект по исследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP) раскрыл схему отмывания денег, получившую название «азербайджанская прачечная». OCCRP использовал просочившиеся банковские документы, чтобы раскрыть, как правящие элиты Азербайджана выкачали $2,9 млрд (£2,3 млрд) государственных денег через компании и банки, чтобы покупать предметы роскоши, подкупать европейских политиков и повышать авторитет страны за рубежом.

В январе прошлого года судья постановил, что Агентство по борьбе с преступностью может получить $7 млн от проживающей в Лондоне семьи Джаваншира Фейзиева, члена парламента Азербайджана.

На счета семьи в британских банках поступали деньги, вывезенные из Азербайджана. Судья заявил, что они использовали «значительную схему отмывания денег».

В ходе расследования обнаружилось, что некоторые структуры, принадлежащие Маранди, играли роль в этой схеме отмывания денег.

Адвокаты Маранди добивались, чтобы его имя не разглашалось в ходе дела против семьи Фейзиевых, утверждая, что раскрытие его личности нанесет «глубокий и непоправимый» ущерб его репутации.

Но в 2022 году Вестминстерский магистратский суд решил, что СМИ могут назвать имя Маранди. Затем он обжаловал это решение в Высоком суде, где судья Мостин заявил, что его «единственное удивление» заключалось в том, что Маранди вообще была предоставлена анонимность.

«По причинам процессуальной несправедливости, а также явного отсутствия оснований оно никогда не должно было быть предоставлено», — сказал судья Мостин.

В понедельник суд отказался рассматривать новую апелляцию, что означало, что анонимность была, наконец, снята.

Представитель Маранди сказал: «Господин Маранди глубоко разочарован решением суда снять ограничения на отчетность, зная о репутационном ущербе, который может последовать».

Помимо значительных пожертвований консерваторам, Маранди имеет благотворительную организацию, которая поддерживает Королевский фонд, созданный принцем и принцессой Уэльскими. Фонд Marandi, который он основал вместе со своей женой Нарминой в 2017 году, направлен на предоставление возможности получить образование молодым людям из неблагополучных семей.

Представитель Маранди уточнил, что «власти ни разу не проводили расследование и не допрашивали г-на Маранди. И никогда не было возбуждено ни одного дела против него или его бизнеса в связи с этими или любыми другими делами нигде в мире. Он не был субъектом этого гражданского иска: ни стороной, ни свидетелем, а это означает, что от его имени не могло быть представлено никаких доказательств или заявлений. Поэтому несправедливо быть названным, не имея фундаментального права опровергнуть эти ложные выводы».