Ученые расшифровали геном древних иберийцев бронзового века
Исследование генома иберийцев, проживавших на Пиренейском полуострове в бронзовом веке, провели ученые в исследовании, опубликованном 17 ноября в журнале Science Advances.
Третье тысячелетие до н. э. — это очень динамичный период в предыстории Европы и Западной Азии, характеризующийся масштабными социальными и политическими изменениями. Однако по причинам, которые до сих пор неясны, во второй половине тысячелетия произошла депопуляция и были заброшены мегаполисы, укрепленные поселения и некрополи.
В юго-восточной Иберии около 2200 года до нашей эры возник один из самых выдающихся археологических памятников европейского бронзового века. Известная как культура Эль-Аргар, одно из первых обществ государственного уровня на европейском континенте, она характеризовалась крупными поселениями, особой керамикой, специализированным оружием и бронзовыми, серебряными и золотыми артефактами, а также обрядом внутреннего захоронения.
В новом исследовании ученые проанализировали связь между динамическими сдвигами в масштабах популяции и основными социальными и политическими изменениями третьего и второго тысячелетий до н. э. путем анализа геномов 136 древних иберийцев в период с 3000 по 1500 год до н. э.
«Хотя мы знали, что так называемая „степная“ родословная, которая распространилась по Европе в третьем тысячелетии до н. э., в конечном итоге достигла северного Пиренейского полуострова около 2400 года до н. э., мы были удивлены, увидев, что все доисторические люди периода Эль-Аргар несли часть этой родословной, в то время как люди эпохи халколита не имели», — сказал исследователь из института Макса Планка Вольфганг Хаак.
Основная часть генома показала, что люди бронзового века представляли собой смесь местных иберийских предков эпохи халколита и в меньшей части предков с европейского материка, унаследованные от отца линии Y-хромосомы, которые демонстрируют полный оборот, связанный с перемещением степных предков, что также видно в других частях Европы.
«Мы также обнаружили признаки происхождения, которые мы проследили до центрального и восточного Средиземноморья и Западной Азии. Мы не можем точно сказать, пришли ли эти влияния в то же время, что и предки, связанные со степью, но это показывает, что они составляли неотъемлемую часть восходящих обществ Эль-Аргара, свидетельствуя о продолжающихся контактах с этими регионами», — добавила научный сотрудник Ванесса Вильяльба-Муко.
Археологические данные группы Эль-Аргар свидетельствуют о явном разрыве с предыдущими традициями эпохи халколита. Погребальные обряды, например, изменились с общих на одиночные и двойные захоронения.
«Был ли генетический сдвиг вызван миграцией групп из Северной и Центральной Иберии или ухудшением климата, которое затронуло Восточное Средиземноморье около 2200 года до н. э., — это вопрос на миллион долларов, — сказал профессор Роберто Риш из Автономного университета Барселоны. — Было бы глупо думать, что все это можно объяснить простой однофакторной моделью. Хотя временное совпадение поразительно, вполне вероятно, что многие факторы сыграли свою роль».
Одним из таких факторов могли быть пандемии, такие как ранняя форма чумы, которая была засвидетельствована в других регионах Европы примерно в то же время. Хотя ее признаки не были обнаружены непосредственно среди исследуемых останков в южной Иберии, он мог быть причиной или движущей силой перемещения других групп в регионе.
«В любом случае, теперь мы можем сделать вывод, что перемещение населения, начавшееся в степных зонах Восточной Европы около 3000 года до н. э., не было единичным миграционным событием, но потребовалось более четырех столетий, чтобы достичь Пиренейского полуострова, и еще 200 лет, чтобы появиться в современной Мурсии и Аликанте», — добавил Риш.