1. Культурная война
  2. Высшее образование в России
Тюмень, / ИА Красная Весна

Сибирские ученые выяснили, каким должен быть идеальный педагог высшей школы

Изображение: (cc) nikolayhg
Студенты. Лекция
Студенты. Лекция
Студенты. Лекция

Исследование необходимых для педагогов высшей школы качеств провели ученые тюменского и томского госуниверситетов (ТюмГУ и ТГУ), 27 октября сообщает пресс-служба ТюмГУ.

Результаты проведенного исследования представлены в статье «Идеальный педагог высшей школы. Личностные качества и социально-профессиональные компетенции» за авторством ученых ТюмГУ Галины Ефимовой и Александра Сорокина и ТГУ — Михаила Грибовского. Статья опубликована в журнале «Образование и наука».

Авторы видят цель своей работы в анализе российских и зарубежных исследовательских подходов при классификации компетенций научно-педагогических работников, а также в определении необходимых в работе преподавателей вузов личностных качеств и ключевых социально-профессиональных компетенций.

Исследователи отмечают, что задачей высшего образования является выработка у студентов необходимых им в будущей профессии компетенций, а также ценностных установок. Отсюда вытекают следующие необходимые вузовским преподавателям качества:

«узкоспециализированные навыки и общая эрудированность; методологические навыки; непрерывное повышение квалификации; мотивация к педагогической работе; коммуникативные навыки; эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость; харизматичность и современность в общении; справедливость; критическое мышление и рефлексия».

Свои выводы исследователи сделали в том числе на основе анализа экспертных интервью, взятых у 84 научно-педагогических работников ТюмГУ и ТГУ, а также Санкт-Петербургского политехнического университета, Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. При этом выбор вузов определялся высокими позициями в отечественных рейтингах университетов.

Ученые структурировали перечень личностных качеств и социально-профессиональных компетенций современного преподавателя, разделив их на три категории: личные качества; компетенции, необходимые для преподавания дисциплин, а также навыки, позволяющие приумножать свои научные знания в ходе исследовательского процесса.

Поскольку педагог вуза является одновременно и воспитателем молодежи, реализуя социальные цели образования, преподаватель должен быть в состоянии формировать мировоззрение студента, влиять на его личностное и профессиональное становление.

Результаты выполненного сибирскими учеными исследования могут быть использованы специалистами кадрового менеджмента университетов, в том числе для реализации проектов по совершенствованию представленного в работе спектра значимых личностных качеств и компетенций научно-педагогических работников.

Кроме того, вузовские преподаватели могут использовать результаты исследования в процессе своего профессионального и личностного развития. Также перечень личностных качеств и социально-профессиональных компетенций может быть учтен при подготовке программ обучения студентов — будущих педагогов, и аспирантов.