Астрономы обнаружили движущуюся черную дыру

Изображение: Павел Латышов© ИА Красная Весна
Ночное небо

Движущуюся черную дыру обнаружили астрономы на расстоянии 230 миллионов световых лет от Земли, 12 марта сообщает журнал Astrophysical Journal.

Исследователи из Центра астрофизики Гарвардского и Смитсоновского университетов выявили единственный на сегодняшний день случай движения сверхмассивной черной дыры.

«Мы не ожидаем, что большинство сверхмассивных черных дыр будут двигаться. Обычно они не подвижны», — говорит Доминик Пеше, астроном из Центра астрофизики.

Для своих поисков ученые первоначально обследовали 10 отдаленных галактик и сверхмассивные черные дыры в их ядрах. Они специально изучали черные дыры, которые содержали воду в своих аккреционных дисках — спиральных структурах, которые вращаются по направлению к черной дыре. Когда вода вращается вокруг черной дыры, она является мазером — источником радиоизлучения.

При исследовании применялась комбинированная сеть радиоантенн с использованием метода, известного как очень длинная базовая интерферометрия (VLBI). Этот метод помог ученым определить, что девять из 10 сверхмассивных черных дыр находятся в состоянии покоя, а одна двигается.

Последующие наблюдения с использованием обсерваторий Аресибо и Джемини подтвердили первоначальные выводы. Сверхмассивная черная дыра движется со скоростью около 110 000 миль в час внутри галактики J0437+2456. Ее масса примерно в три миллиона раз больше массы нашего Солнца.

Но что вызывает это движение, неизвестно. Астрономы говорят, что есть две возможности.

«Возможно, мы наблюдаем последствия слияния двух сверхмассивных черных дыр. Результат такого слияния может привести к тому, что новорожденная черная дыра отскочила, и мы наблюдаем результат ее отскока», — говорит Джим Кондон, радиоастроном из Национальной радиоастрономической обсерватории.

Но есть и другая возможность — черная дыра может быть частью двойной системы. Одну астрономы могут наблюдать, а другая не видима из-за отсутствия мазерного излучения