У строителей норвежской шхуны попросили оценить русские чертежи

Уинслоу Хомер. Парусник из Глостера. 1880
Уинслоу Хомер. Парусник из Глостера. 1880

Активное участие в презентации технической документации по деревянному судостроению закрытой сейчас Соломбальской судоверфи требует от членов Товарищества поморского судостроения человеческой оценки своей ранней позиции о том, что в России «ничего нет» для успешного строительства самобытных деревянных судов, считает яхтсмен Сергей Никитин, 31 марта сообщает ИА Красная Весна.

12 марта 2021 года в Архангельске состоялась презентация уникального архива чертежей деревянных судов: ботов, шлюпок, карбасов, которые строились на Соломбальской судоверфи в XX веке.

Уникальную коллекцию основных фондов верфи сохранил их собственник Сергей Николаевич Николаев. Но презентовал чертежи директор Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба.

Товарищество стало известно в марте 2019 года, когда представляло свой проект строительства шхуны из северной сосны по проекту норвежской шхуны «Матильда» от 1884 года под руководством норвежских специалистов. На недоуменные реплики собравшихся о приглашенных норвежских специалистах, Евгений Шкаруба заметил, мол, «обидно, что у нас ничего нет», а норвежские и русские деревянные суда очень похожи. Также он признался, что не высоко ценит мастерство русских специалистов, когда речь идет о строительстве больших шхун, так как они давно их не строили.

«На презентации в 2021 году звучали тезисы, которые идут в разрез с прежней позицией Товарищества и некоторых наших чиновников. Стоит снять возникшее противоречие», — считает яхтсмен.

Например, по его наблюдениям, ректор Северного Арктического (Федерального) университета Елена Кудряшова на презентации заявила: «Страшно представить, что, например, (показывает на чертеж) этот чертеж существует в единственном экземпляре. И если, не дай бог, с ним что-то случится, то всё». Она предложила оцифровать найденные чертежи, а члены Товарищества согласились в этом участвовать, то есть согласились с тезисом Елены Кудряшовой, заметил Никитин.

«Но как это соотносится с прежней позицией самого Шкарубы? То есть он согласен с тем, что чертежи русских деревянных судов уникальны? Или все же русские и норвежские суда настолько похожи, что не важно, какие чертежи брать: русские или норвежские?», — спросил он.

Также Евгений Шкаруба на презентации в 2019 году рассказал, что искал и не нашел ни одного отечественного проекта шхуны. Но в архивах Соломбальской судоверфи должны сохраниться проекты зверобойных шхун, построенных с 1952 по 1954 годы, сообщил яхтсмен. По его мнению, пауза в строительстве больших деревянных шхун на Русском Севере очень маленькая для того, чтобы говорить о полном забвении.

«Многие до сих пор недоумевают, почему „возрождать“ деревянное судостроение на Русском Севере нам предлагается под руководством норвежских специалистов. Очень интересно, пересмотрит ли Шкаруба свой проект, не начнет ли строить шхуну по найденным чертежам Соломбальской судоверфи и не откажется ли от верховенства норвежцев?», — задался вопросом Никитин.

Читайте также: «Новые поморы» в Архангельске сфотографировались с флагом Финляндии