Россия пока не может отказаться от доллара — эксперт

Изображение: Петр Данилов © Красная Весна
Доллар
Доллар

Невозможность полного отказа от доллара в торговых расчетах и формировании золотовалютного резерва (ЗВР) обусловлена тем, что нефть, являющаяся для России одним из основных экспортных товаров, котируется в долларах, пояснил глава Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Михаил Сухов 19 июня в беседе с РИА Новости.

Несмотря на то, что в 2020 году Банк России в международных резервах страны снизил до 29,2% долю евро, до 21,2% долю доллара и до 6,3% долю фунта стерлинга, увеличив до 23,3% долю золота, до 12,8% долю юаня, а также других валют, «отказ от доллара США вряд ли возможен в силу того, что один из основных экспортных товаров России — нефть — котируется на внешних рынках в американской валюте», — напомнил аналитик.

Доля доллара в международных торговых расчетах может и должна быть снижена потому, что доля США в торговле с Россией мала. Так, в 2018 году она составила всего 3,2% от общего объема экспорта, указал Сухов. А в 2020 году доля доллара в расчетах за весь российский экспорт упала до исторического минимума, составив 55,8%. Причем для четвертого квартала эта цифра еще ниже — 48,3%, рассказал эксперт.

Михаил Сухов считает, что Россия для повышения доли рубля в торговле может применить механизм, который используют члены Азиатской инициативы по развитию долговых рынков в национальной валюте (Asian Bond Market Initiative), созданной в 2002-м, в которую объединились Китай, Япония и Южная Корея. Одной из задач этой инициативы было повышение роли региональных валют.

Однако задача снижения доли доллара в международных расчетах может быть решена только общими усилиями заинтересованных в этом стран, считает глава АКРА. При этом, по его мнению, Россия должна вести речь о снижении зависимости от доллара на площадках стран, близких к ней по историческим хозяйственным связям, а также стран БРИКС.

Напомним, в марте этого министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью китайским СМИ заявил, что Россия и КНР могут снизить санкционные риски, укрепляя финансовую самостоятельности и переходя на расчеты в национальных валютах.