«Это опять какие-то игры» — архитектор о планах восстановления СКК

Высказывание руководства петербургского отделения Союза архитекторов о вторичности внешнего облика СКК — лицемерно, заявил член Союза архитекторов России Владимир Жуков 19 февраля в интервью ИА Красная Весна.

Жукова насторожило высказывание вице-президента Санкт-Петербургского Союза архитекторов Святослава Гайковича о том, что необходимо восстанавливать конструкцию мембранной крыши СКК, а не его внешний облик, который вторичен. «Если внешний облик будет другой и фасад будет другой, то что значит слово „восстановить“?» — недоумевает архитектор.

«Это опять какие-то игры. Архитектор не может так сказать о восстановлении, это может сказать лицемер», — считает он. Жуков провел аналогию с восстановлением ансамблей пригородных дворцов вокруг Ленинграда, разрушенных фашистами: «Это всё равно, что сказать: мы можем восстановить Екатерининский дворец в Пушкине, поставим над Большим залом ровно такие же фермы. А внешний облик, созданный Растрелли, — вторичен. О нем речь не идет». Он напомнил один из основных принципов архитектуры модернизма 2-й половины ХХ века, который гласит: «Внешний облик вместе с конструкцией представляет собою органическое целое». «В фасаде по этому рисунку Баранова так и было. Мы видели при подходе извне узлы крепления мембраны к карнизу, а полукруглые вырезы в ней, по замыслу Баранова, придавали „лёгкий, парковый характер“ массивному объёму СКК», — пояснил он.

Изображение: (сс) art-acad-church.ru
Авторский эскиз фасада СКК народного архитектора СССР Н.В. Баранова
Авторский эскиз фасада СКК народного архитектора СССР Н. В. Баранова
Н. В. БарановаСССРархитекторанародногоСККфасадаэскизАвторский

Архитектор считает, что легче всего восстановить внешний облик и карниз: «Это наиболее просто и технически возможно! Но они этого не хотят почему-то». Самым сложным, по его мнению, является восстановление мембранной крыши: «Существует ли завод-производитель комплектующих деталей, доступны ли сейчас те технологии, позволяющие создавать покрытия такого большого размера? Здесь я не берусь судить, решение должны принять конструкторы».

Основным, уверен Жуков, должно стать решение о признании СКК памятником архитектуры: «Тогда появится полная возможность восстановить внешний облик СКК в точности таким, каким он был 40 лет назад! Фасад и карниз по проекту Народного архитектора СССР Н. В. Баранова и главного архитектора проекта И. М. Чайко представляют не меньшую ценность для ленинградцев-петербуржцев, чем мембрана».

Читайте также: Архитектор: «Сводить значение СКК к его крыше-„мембране“ — это хитрый ход»

Ранее, 19 января, руководители Санкт-Петербургского союза архитекторов на пресс-конференции «СКК: причины обрушения и возможности восстановления» заявили, что должна быть реконструирована мембранная конструкция крыши здания, а не его внешний облик.

Читайте также: «Неведомая» сила изменила мнение архитекторов Петербурга о сносе СКК

Напомним, 31 февраля во время демонтажа крыши здания СКК обрушились стены и кровля. На месте обрушения находились двое рабочих, один из которых погиб.

Спортивно-концертный комплекс «Петербургский» был спроектирован архитектором Игорем Михайловичем Чайко под руководством Народного архитектора СССР Николая Варфоломеевича Баранова. Построен в 1980 году, рассчитан на 25 000 зрителей. Изначально получил название СКК им. В. И. Ленина. С 1993 года называется СКК «Петербургский». По фасаду здания располагались 56 несущих колонн, на которых было закреплено массивное кольцо, удерживающее стальную мембрану покрытия.