Запад изучает историю СССР качественнее, чем Россия — ученый

Гебхардт Фугель. На реках Вавилонских. около 1920 года
Гебхардт Фугель. На реках Вавилонских. около 1920 года

Качественные исторические исследования по истории СССР публикуются чаще на Западе, чем в России, заявил редактор журнала «Скепсис», ведущий научный сотрудник факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Соловьев 16 февраля корреспонденту ИА Красная Весна на презентации книги Александра Зиновьева «Нашей юности полет».

«На Западе как ни странно до сих пор продолжают выходить очень качественные работы по истории прошлого века, не только о сталинском периоде. У нас этих работ к сожалению выходит меньше. И не потому что недоступна источниковая база», — рассказал ученый.

Некоторые периоды в отечественной истории до сих пор остаются не исследованы, признался Соловьев: «Вот конкретная тема „Экономика индустриализации“. У нас нет обобщающих работ на современном источниковом материале. Источники открыты, пожалуйста — приходите, смотрите. Работать сложно, много материала, но работ на эту тему нет. Зато есть очень хорошая работа Роберта Аллена западного историка-экономиста, посвященная проблеме индустриализации».

При этом часть важных тем по истории России уже достаточно качественно исследована, отметил Соловьев: «Есть прорыв в исторической науке в истории Гражданской войны. Это не значит, что она уже написана. Очень много публикуется материалов. Есть очень классные историки, которые при этом могут совершенно не совпадать друг с другом во взглядах и оценках, но процесс этот живой идет».

Но о важных для себя событиях в России вспоминают тогда, когда об этих событиях начинают говорить на Западе, считает исследователь.

«Понадобился фильм „Чернобыль“, чтобы у нас вспомнили про Чернобыльскую катастрофу и про героизм ее ликвидации. Музея Чернобыля у нас в стране нет. Сейчас будет 35 лет Чернобыльской аварии, но музея у нас нет. И опять-таки началось внимание к этой теме после того, как сняли сериал, который, на самом деле, в исторической своей основе, конечно, лживый», — объяснил Соловьев.