Сотрудница музея: человек проявляется в тяжелые времена

Изображение: © ИА Красная Весна
Колоб — лепешка из жмыха. Экспозиция музея.
Колоб — лепешка из жмыха. Экспозиция музея.

О самом ценном в подвиге жителей блокадного Ленинграда, о том, что придавало силы защитникам и о том, как поймать внимание современных детей, рассказала зав. сектором научно-просветительного отдела Саратовского областного музея краеведения Мария Николаевна Уткина 27 января в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

На базе основной музейной экспозиции, посвященной истории Великой Отечественной войны, Мария Николаевна подготовила тематическую экскурсию «Саратовцы — Ленинграду. 900 дней мужества». Посетителей знакомили с историями героических саратовцев, защищавших Ленинград. Среди них — герой Советского Союза Сергей Прокофьевич Лисин — командир подводной лодки С-7.

Защитники города — бойцы, рабочие заводов, мирные граждане — пережили тяжелое испытание долгой осады. Нынешним детям сложно представить, как можно было питаться ленинградским хлебом или лакомиться «колобом» — лепешкой из прессованного жмыха, оставшегося от переработки подсолнечника, — говорит сотрудница музея. В состав такого хлеба входило не только зерно, но и солод, и хвоя. Вкус такого хлеба был горьким.

Сопоставить наши поколения с блокадниками трудно, считает Мария Николаевна, — «никто не знает как себя поведет, поэтому в тяжелые времена человек и проявляется».

Что помогло Ленинграду выдержать?

«Совершенно невероятный абсолютно, на мой взгляд, дух, который не удалось фашистам сломить. Совершенно невероятные подвиги люди совершали, абсолютно удивительные даже в человеческом понимании. Не знаю как это можно было сделать. Когда один из пекарей Ленинграда выпекал хлеб и умер на своем рабочем месте от голода. Не взял ни крошки», — рассказывает Мария Уткина.

Изображение: © ИА Красная Весна
Блокадный хлеб, норма на человека.
Блокадный хлеб, норма на человека.
человека.нанормахлеб,Блокадный

Стихотворение «Моя медаль» Ольги Берггольц описывает одно из слагаемых выдержки блокадников; Мария Николаевна цитирует строки: «Война еще идет, еще — осада. И, как оружье новое в войне, сегодня Родина вручила мне медаль „За оборону Ленинграда“».

«Медаль воспринимали как оружие моральной поддержки. Концерт Шостаковича, футбольный блокадный матч. Это все транслировалось. Конечно эти невероятные по силе события укрепляли дух, веру людей», — рассказывает Мария Николаевна.

Можно ли так сказать, что наша культура придавала людям силы?

«Это всё связано — на чем растет человек, на чем он воспитан».

Это какая-то связь поколений — правильные книжки, что это может быть?

«Человеку главное оставаться человеком и всё может быть — и воспитание и образование. Неважно где человек его получает — в семье, школе. Главное, что он чувствует, что не может поступить неправильно», — считает работница музея.

Свой ответ на вопрос о том, как связь с Великой Отечественной войной передавать подрастающим поколениям, Мария Николаевна описывает примером. На выставках внимание детей можно поймать самыми разными вещами и предметами. Это могут быть семейные боевые награды, противотанковое ружье, блокадный хлеб. Однажды мальчику дали подержать увесистый для ребенка полевой телефон и спросили донесет ли до фронта. «Тяжелый, не донесу», — ответил мальчик. «А если боец, а если надо?». «Тогда донесу».

Ответственны ли мы перед нашими сражавшимися воинами?

«Мы ответственны в том, чтобы сохранить эту память. До тех пор, пока мы помним, они живут вместе с нами. Забыть войну — значит начать новую».