1. Война с историей
  2. Жертвы репрессий
Воронеж, / ИА Красная Весна

Глава воронежского «Мемориала» не отличает жертв репрессий от жертв войны

Изображение: Ain92
Активисты организации Мемориал на митинге в СПб
Активисты организации Мемориал на митинге в СПб

Об отсутствии различий между жертвами войны и жертвами репрессий заявил руководитель регионального отделения организации «Мемориал» Вячеслав Битюцкий 24 октября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Речь шла о захоронениях в микрорайоне Дубовка города Воронежа. Позиция главы регионального «Мемориала»: все останки в микрорайоне — это люди, расстрелянные НКВД, жертвы советского политического террора. По подсчетам Битюцкого, в Дубовке захоронено около 10 тысяч человек. Корреспондент ознакомил В. И. Битюцкого с версией, в соответствии с которой останки, найденные в Дубовке, являются жертвами Великой Отечественной войны: или погибшие от бомбежек, или убитые немецко-фашистскими захватчиками в черте города, но захороненные в Дубовке. Существует также версия, что там захоронены умершие от тифа в 20-е годы.

Далее председателю воронежского «Мемориала» был задан вопрос:

Корреспондент: «Как в „Мемориале“ различают, где жертвы Великой Отечественной войны, а где жертвы репрессий, есть какие-то экспертные комиссии?»

Битюцкий В. И.: «Иногда группы, которые эксгумируют останки, имеют в своем составе представителей подобного рода медицинской экспертизы. А вообще-то никак».

Глава регионального «Мемориала» перечислил признаки, которые он относит к доказательствам, что люди были расстреляны именно НКВД: двойные пулевые отверстия в голове, нахождение тел в смешанном, хаотическом состоянии. Битюцкий считает, что все эксгумированные тела имели подобные признаки. На вопрос корреспондента, где можно ознакомиться с документами, подтверждающими слова главы регионального «Мемориала», он ответил: «Нигде не ознакомитесь. Это секретнейшие документы».

Далее руководитель воронежского «Мемориала» подытожил: «Издано много книг, но никаких документов, связанных с расстрелами, процедурой исполнения, характер захоронений, места захоронений, ничего этого нет, даже в архивном следственном деле, которых я пересмотрел, если не тысячи, то по крайней мере сотни».

Напомним, в октябре прошлого года организация «Мемориал» была признана иностранным агентом. По сообщению Министерства юстиции, организация получала «денежные средства от иностранных источников», а в ее работе «выявлены признаки участия в политической деятельности».

Комментарий редакции

Ситуация с исследованиями останков перед повторным захоронением, а также слова главного идейного вдохновителя мемориального комплекса в Дубовке Битюцкого В. И. говорят нам о том, что должного исследования останков до сих пор не проводилось. Таким образом, с необходимой степенью научности мы до сих пор не можем сказать, какова природа останков в Дубовке. Сколько из них жертв политических репрессий, которые безусловно были? А сколько жертв войны или тифа? Однако все найденные в Дубовке останки уже названы «жертвами политических репрессий», причем путем нехитрого, чисто умозрительного подсчета называются цифры в 10 тысяч человек и произносятся слова о «преступном советском режиме».