Врожденное «чувство числа» влияет на способности к математике — ученые
Врожденное «чувство числа» — способность оценивать «на глаз» количества и величины в окружающем мире — влияет на математические способности, рассказали ученые из Белгородского государственного национального исследовательского университета, занятые изучением мозговой активности при занятиях математикой, 11 августа сообщили в пресс-службе университета.
Ученые пояснили, что помимо врожденного «чувства числа» у человека есть символическое чувство, связанное с цифрами, которое развивается у детей при занятиях математикой, и которое постепенно начинает преобладать над врожденным чувством.
Тем не менее, говорят исследователи, на математические способности влияет именно врожденное чувство, которое позволяет оценивать количество, не прибегая к подсчету. Это чувство, пояснили ученые, помогает в жизни, например, занять очередь покороче или «на глаз» разделить мелкие предметы на равные «кучки».
«Наша задача — выявить психофизиологические механизмы несимволического чувства числа, обнаружить те регионы мозга, которые связаны с системами приблизительной оценки количества, и оценить участие каждого из них в реализации этой способности у человека в разных условиях», — рассказала о цели исследования старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО Марина Лобаскова, которая руководит работами по тематическому гранту РФФИ, профинансировавшего эти исследования.
Для количественной оценки регистрируемых показателей ученые используют новейшие методы — не только электроэнцефалографию, но и технологию fNIRS — спектроскопию в ближнем инфракрасном диапазоне, рассказала ее коллега, старший научный сотрудник Психологического института Юлия Маракшина.
Исследователи рассказали, что в экспериментах на базе БелГУ принимают участие дети в возрасте от 11 до 16 лет. Сейчас проводится сбор данных, который будет обобщен в ближайшие несколько месяцев.
Ученые выразили уверенность, что их исследования позволят детально понять механизмы работы врожденного «чувства числа» и способствовать созданию новых программ обучения арифметике и математике в школе, а также помочь справляться с дискалькулией у детей — расстройством, связанным с плохим освоением арифметики.
Напомним, ранее СМИ сообщали, что российские ученые разработали новый щадящий метод исследования болезней мозга — шизофрении, эпилепсии, болезни Альцгеймера, аутистических расстройств, мигреней и других видов отклонений. По словам ученых, вместо прямой установки электродов в мозг, не применимой для человека, предлагается исследовать спектры гамма-колебаний — высокочастотных электромагнитных волн малой амплитуды, излучаемых мозгом при работе, которые можно зарегистрировать снаружи головы.