1. Культурная война
  2. Массовая культура
Александровское, / ИА Красная Весна

Кургинян: в перестройку критика отказалась от осмысления сложности

Геза Фараго. Театральная сцена. 1927
Геза Фараго. Театральная сцена. 1927

Критика в годы перестройки отказалась от своей обязанности по осмыслению сложных явлений в пользу права на опрощение, заявил политолог, философ, театральный режиссер, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 27 декабря в выпуске авторской программы «Предназначение».

Политолог напомнил о процессе создания в начале перестройки театров-студий, которые в отличие от обычных театров находились на самофинансировании и выпускали культурную продукцию, отличную от стандартной.

После того как процесс создания таких театров-студий начал набирать оборот, было решено придать ему организованный характер, эту задачу возложили на Кургиняна.

«Это обеспокоило тех, кто двигал очень непростые процессы, проходившие в советском обществе, в определенную сторону», — отметил театральный режиссер.

Во время фестиваля, проходившего во время перестройки в литовском Каунасе и собравшего критиков, актеров и режиссеров, театру Кургиняна «была устроена далеко идущая обструкция».

«Она носила прямой, однозначный характер травли, и в основе этой травли лежала крайне меня встревожившая идея запрета на дискуссию, запрета на мысль, запрета на всё то, что при очень сложных процессах в обществе было необходимо осмысливать», — пояснил лидер «Сути времени».

Кургинян в рамках своего тогдашнего выступления на фестивале призвал собравшихся «обсудить всю непростоту протекающих процессов, нашу ответственность за них, то, что эти процессы в итоге могут привести к катастрофическим результатам».

В ответ на это выступил молодой критик Александр Минкин (настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Александр Минкин либо касается деятельности иностранного агента Александр Минкин).

Он заявил об отказе «какие-то сложные проблемы обсуждать и мозговые извилины напрягать» и желании смотреть западные мультфильмы и есть карбонаты. Критик начал бить кружкой по столу, скандируя: «Карбонаты и мультфильмы!», что было подхвачено собравшимися и в первую очередь критиками из Москвы.

«И под этот лозунг опрощения, то есть запрета на любые выяснения сложности в пределах нынешней жизни, оказалась подверстана (с помощью ударов кружек с пивом по столу) коллективная воля того самого сообщества, задача которого — осмысление искусства, — подчеркнул Кургинян.

«Называется эта сфера критикой. Она в тот момент отказалась от своего права и обязанности осмысливать, заменив это правом на опрощение, на предельное опрощение».

Читайте также: Почему феномены вроде «Слово пацана» для Запада — на вес золота?