Великобритания и Япония хотят делать истребитель вместе

Изображение: Toshi Aoki - JP Spotters, wikimedia, cc-by-sa-3.0
ВВС Японии
ВВС Японии

Великобритания и Япония близки к соглашению об объединении своих программ по созданию истребителей следующего поколения Tempest и F-X, сообщает 15 июля Reuters со ссылкой на три источника.

Сделку по новому совместному проекту страны стремятся заключить уже к концу года.

В случае реализации плана, это станет первым случаем, когда Япония для крупной военной программы ищет неамериканского партнера.

Когда пять лет назад начались переговоры сторон по промышленным вопросам, такой высокой степени сотрудничества между Токио и Лондоном даже не предполагалось.

«Проект предусматривает равноправное партнерство между Японией и Великобританией», — сказал один из источников, знакомый с планом. «Это будет стоить десятки миллиардов долларов», — добавил он.

Ранее не сообщалось о намерении объединить к декабрю японскую программу истребителей F-X, возглавляемую Mitsubishi Heavy Industries (MHI), с британской Tempest, управляемой BAE Systems PLC.

«Главное, к чему мы стремимся, —- это создать общий реактивный самолет, который может иметь небольшие различия в дизайне для каждой страны», — пояснил другой источник.

«Британия могла бы заниматься экспортом совместного истребителя в Европу, в то время как Япония позаботится об азиатском рынке», — считает третий информатор.

Сотрудничество приведет к увеличению затрат на разработку, а экспорт увеличит количество серий и снизит цену на самолет, помогая обеим странам увеличить свои оборонные бюджеты.

Это будет означать углубление связей в области безопасности между двумя близкими союзниками США. Лондон берет на себя всё большую военную роль в Азии и Индо-Тихоокеанском регионе, а Токио расширяет оборонное сотрудничество в регионе.

Политика Японии, начатая покойным премьер-министром Синдзо Абэ с целью усиления позиций Токио в отношении соседнего Китая, приобрела новую актуальность после обострения отношений Запада с Россией.

Интерес к европейскому партнеру усиливается при явном росте расходов Японии на оборону, поскольку премьер-министр Фумио Кисида придерживается политики Абэ в области национальной безопасности и выполняет предвыборное обещание «существенно увеличить» военный бюджет.

Министерство обороны Великобритании не дало немедленных комментариев. Глава ВВС страны, главный маршал авиации Майк Уигстон, заявил на конференции в четверг, что Великобритания «изучает возможности партнерства и делится нашим технологическим опытом с рядом международных партнеров, включая Японию и Италию».

Фирмы-интересанты MHI и BAE отказались от комментариев.

Великобритания планирует представить обновленную информацию о Tempest на авиасалоне в Фарнборо на следующей неделе, сообщил другой источник, не вдаваясь в подробности.

Партнерство Японии с Великобританией — это шанс для BAE и других европейских компаний Tempest, таких как Rolls-Royce, производитель ракет MBDA и итальянский оборонный концерн Leonardo освоить растущий рынок, на котором долгое время доминировали американские компании.

Усилия по объединению проектов истребителей следуют за углублением сотрудничества между Великобританией и Японией, начиная с ракетного проекта JNAAM и заканчивая работой по датчикам и соглашением о разработке компонентов двигателей.

«Вы можете видеть направление движения», — сказал Дуглас Барри, старший научный сотрудник по военной аэрокосмической тематике аналитического центра IISS. Прошло более 20 лет с тех пор, как MHI, производитель истребителей Zero времен Второй мировой войны, и оборонный концерн США Lockheed Martin построили японский истребитель F-2, короткокрылый аналог F-16 Fighting Falcon.

Также ожидалось, что Lockheed, которая позже разработала самолет-невидимку F-35, поможет MHI в создании F-X — замены F-2 — которую Япония хочет развернуть в 2030-х годах для противодействия современным истребителям Китая.

Официальные лица министерства обороны Японии оценивают стоимость программы разработки F-X примерно в 40 миллиардов долларов, из которых 700 миллионов долларов были выделены в этом году, что делает его выгодным предложением для японских компаний, которые проиграли, когда Токио закупил американские F-35.

Проект Tempest под руководством BAE по созданию замены европейскому боевому самолету Typhoon имеет государственный бюджет в 2 миллиарда фунтов стерлингов (2,38 миллиарда долларов) до 2025 года, когда планируется начать полную разработку.

Это одна из двух европейских инициатив по созданию авиации следующего поколения наряду с франко-германо-испанской системой Future Combat Air System, в настоящее время погрязшей в разногласиях между партнерами Airbus и Dassault Aviation.

В 2018 году Lockheed предложила использовать планер F-22 Raptor и компоненты F-35 для F-X, но это предварительное партнерство в этом году закончилось, потому что «контроль США над чувствительной технологией» означал, что Вашингтон может сказать, когда и как Япония обслуживает и модернизирует свои самолеты, сообщили источники.

Представитель Lockheed ответил, что вопросы о программе следует направлять японскому правительству.

Для японских компаний, которым до 2014 года был запрещен экспорт оружия за рубеж, партнерство — это шанс получить доступ к иностранным рынкам и европейским технологиям с потенциально меньшими ограничениями, чем те, которые были введены Вашингтоном.

«Tempest — это гибкая конструкция, которая подходит для различных форм сотрудничества», — считает военный аналитик Фрэнсис Туса.

Истребителю по-прежнему понадобятся некоторые американские компоненты, например, для связи и передачи данных, для обеспечения взаимодействия с силами США.

Переговоры в Токио и Лондоне продвигаются вперед, но все еще неясно, какую роль в новом проекте будут играть правительства Швеции и Италии после согласия сотрудничать в Tempest.