Дендрологи оценили, какими станут деревья в будущем

Альберт Бирштадт. Восход солнца над лесами. Вторая половина XIX в.
Альберт Бирштадт. Восход солнца над лесами. Вторая половина XIX в.

Как леса будущего отреагируют на изменение климата, оценила группа исследователей под руководством Университета Аризоны, 27 января сообщает информационный портал научных новостей Phys.org.

Объединив данные о годичных кольцах деревьев с данными инвентаризации лесной службы США о соснах в Аризоне, команда получила более полную картину, чем традиционные модели, о том, что будет стимулировать рост деревьев в будущем. Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Global Change Biology, исследователи прогнозируют снижение роста отдельных деревьев на 56–91%.

«Снижение роста, которое мы прогнозируем, будет означать меньшее поглощение атмосферного углекислого газа лесами Аризоны в будущем, — заявила ведущий автор исследования Келли Хейлман, научный сотрудник Лаборатории исследований годичных колец Университета Аризоны. — Хотя леса Аризоны относительно невелики с точки зрения их вклада в общее поглощение углерода в США, наш подход можно использовать для того, чтобы делать такие же прогнозы для лесов по всему миру».

«Мы используем годичные кольца деревьев по-новому, чтобы понять, как ведет себя вся лесная экосистема и как изменчивость климата влияет на поглощение углерода», — сообщила соавтор исследования Маргарет Эванс, доцент дендрохронологии в лаборатории годичных колец. Она объяснила, что дендрохронологи могут использовать кольца деревьев почти как термометр или дождемер для изучения изменчивости климата.

Когда исследователи объединили данные годичных колец с данными переписи, они смогли сделать вывод о размере деревьев каждый год и увидеть, как деревья реагируют на климатические переменные, такие как годовые колебания количества осадков и температуры, а также экологические характеристики, такие как конкуренция с другими деревьями, качество почвы и диаметр дерева.

«Прошлые исследования были сосредоточены только на климате и исключали другие закономерности в данных, потому что большая часть науки дендрохронологии сосредоточена на климате, в частности на реконструкции прошлого климата, — сказала Эванс. — Мы используем данные годичных колец гораздо более экологичным способом и одновременно думаем обо всех вещах, влияющих на дерево».

Причины уменьшения размера деревьев разнообразны и сложны, но основной причиной является тот факт, что сосны в Аризоне растут меньше при повышении температуры. Особенно это касается самых больших деревьев.

«Дерево должно работать против силы тяжести, чтобы доставить воду на свою вершину, а самые высокие деревья должны работать больше всех. Если повысить температуру, водно-транспортная система дерева испытывает еще большее давление и часто повреждается, — сказала Эванс. — Потепление означает, что деревья больше страдают от засухи, и их рост замедляется».

Исследователи также обнаружили, что в то время как более высокие деревья более уязвимы к засухе, вызванной высокими температурами, маленькие деревья более уязвимы к засухе, вызванной нехваткой воды. Их более мелкие корни, покрывающие меньшую площадь, чем корни более крупных деревьев, с трудом извлекают влагу из почвы.

«Третье взаимодействие — между плотностью лесов и климатическими переменными. Эти взаимодействия показывают, что более густые леса живут хуже, когда жарче и суше», — сообщила Хейлман.

По словам Эванс, исследование имеет значение для управляющих лесными хозяйствами, так как у них есть возможность смягчить вызванную климатом нагрузку на деревья. «Лесники не могут влиять на климат, но они могут изменить густоту леса, чтобы уменьшить конкуренцию между оставшимися деревьями, — сказала Эванс. — Если у вас есть и слишком густой лес, и потепление климата, происходящее одновременно, это двойной удар. Но если вы прореживаете леса, вы можете устранить один источник стресса».