1. Социальная война
  2. Украина Реформы
Киев, / ИА Красная Весна

На Украине поделились впечатлениями о сезонной работе у польских хозяев

Питер Брейгель Младший. Весна, работа в саду (фрагмент). 1600-1605
Питер Брейгель Младший. Весна, работа в саду (фрагмент). 1600-1605

Тяготы и лишения рабского труда за копеечную зарплату преследуют украинцев, нанимающихся на сезонные работы на клубничных плантациях Польши. Об этом рассказал журналист Александр Харченко 3 мая в обзорной статье в русскоязычном украинском издании Страна.ua.

Издание сообщает, что границы ЕС до сих пор закрыты для украинцев, желающих устроиться на работу в Германии или во Франции. Единственная доступная возможность отправиться на заработки в ЕС — сезонная работа в Польше на плантациях клубники или малины или вишни.

В текущем году в Польше фермеры рассчитывают на массовый наплыв украинских гастарбайтеров, поскольку в конце мая — начале июня начинается сезон сбора урожая клубники, черешни, смородины и других ягод и фруктов.

Для въезда в Польшу работнику из Украины достаточно только результатов теста на коронавирус и разрешения на сезонную работу на 9 месяцев, которое польские работодатели сами оформляют в визовых центрах.

Глава польской национальной ассоциации производителей фруктов и овощей Витольд Богута отмечает, что в связи с высоким урожаем в разгар сезона польским фермерам потребуются порядка ста тысяч рабочих рук, большую часть которых, по прогнозам специалистов, составят украинцы.

Издание отмечает, что поляки, у которых нет проблем с оформлением европейских рабочих виз, едут в Германию, где могут заработать значительно больше, чем у себя на родине. Для украинцев же немецкий рынок практически закрыт, поскольку проволочки с документами допускаются в отношении многих украинцев.

Таким образом, в Польше все более остро ощущается нехватка рабочих рук.

В то же время отмечается, что сезонным работникам «срезали зарплату в сравнении с доковидными временами».

Специалисты по трудоустройству за рубежом отмечают, что уровень зарплат по сравнению с «доковидными» временами снизился существенно, снизился порядка в 1,5 — 2 раза.

Условия проживания, которые работодатели обеспечивают приезжим работникам, оставляют желать лучшего — во многих случаях работникам приходится жить по 10—20 человек в комнате в домике, похожем на сарай.

Потому-то, отмечает издание, украинцы зачастую, оформив польскую рабочую визу, едут дальше — в ту же Германию, что хотя и является серьезным правонарушением, но украинцы готовы рисковать. «Лучше быть бомжом в Берлине, чем работать на польского фермера», — такое мнение бытует в среде украинских гастарбайтеров.

Издание приводит впечатления украинцев о работе в Польше, которыми они делятся в соцсетях.

«Моя знакомая после этой клубники все заработанные деньги потратила потом на лечение аллергии и страшной экземы на руках от химикатов».

«Мама моя ездила. Работа адская. Не забудьте на голову панаму или шляпу, чтобы от солнца прятаться».

«Спина, ноги — так болят, что невыносимо. Люди лежа собирают, а потом не выдерживают — бросают. От химии руки страшные, черные и потрескавшиеся, в ранах все. На дерматолога выбросила потом больше, чем заработала. Не езжайте никто на трускавки!» («трускавки» — клубника по-польски — прим. ИА Красная Весна)

Несмотря на тяжелые условия, в которых приходится работать, украинцы все же едут в Польшу, поскольку на Украине многие остаются совсем без работы.

«Я по образованию учитель, какое-то время ездила летом в Польшу собирать ягоды. Потом накопила денег и занялась в Украине небольшим бизнесом, открыла кафе. Но прогорела из-за локдауна — и теперь снова собираюсь „на клубнику“. За сезон надеюсь привезти домой около 100 тысяч гривен, я быстро собираю. Конечно, в ущерб здоровью, а что делать? Счета надо платить, детей кормить-одевать. Едем с мужем, он тоже остался без работы в Украине», — рассказала изданию львовянка Оксана Федорчук.