Кургинян: мир входит в четвертую эпоху под знаком фашизма

Диего Ривера. Человек на распутье. 1934
Диего Ривера. Человек на распутье. 1934
Диего Ривера. Человек на распутье. 1934

Четвертая эпоха «конца истории», которую провозглашает американский философ Фрэнсис Фукуяма, будет эпохой предельной воли к власти, а значит усиления фашизма во всем мире, заявил политолог и философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в вышедшей 20 февраля авторской программе «Предназначение».

Он пояснил, что Фукуяма, несмотря на свою «раскрученность», вовсе не является философским авторитетом, в отличие от его учителя, советского эмигранта Александра Кожева, который занимался популяризацией идей немецкого философа Гегеля.

«Кожев сказал, что власть бывает четырех типов. Это может быть: власть бога — теократия, жречество; власть отца или [большого] проекта — авторитарная власть; власть судьи; и четвертая власть, которая возникает и становится доминирующей в отсутствие трех других, — это власть господина над рабом», — напомнил Кургинян.

Политолог отметил, что против авторитарной власти сейчас активно выступают на Западе, называя врагами Владимира Путина, Си Цзиньпина и многих других. Он добавил, что теократия в современном мире явно не доминирует, а судебная власть — власть закона — растоптана и заменена некими абстрактными «правилами», которые каждый трактует в свою пользу.

«Они [Запад] атаковали их всех: Асада, Милошевича, Каддафи, Бен Али, Мубарака, который им лизал пятки, и так далее», — подчеркнул политолог стремление Запада демонтировать всюду авторитарную власть и проекты развития стран.

Кургинян рассказал, что главный принцип отделения «господ» от «рабов», который предложили философы — это освобождение от страха смерти.

«Вот идут два самолета на таран, образно. Кто отвернул — тот раб, а кто не отвернул — тот господин. Господин — это тот, кто доказал рабу, что он не боится умереть», — подчеркнул автор.

По его словам, террористическая война исламистов является, в том числе, выяснением вопроса о том, кто — раб, а кто — господин. И эта война беспощадно вскрывает два обстоятельства: во-первых, высокотехнологическое оснащение армии совсем не гарантирует военный успех, а, во-вторых, развитые страны явно демонстрируют свою изнеженность и чувствительность, а также вытекающую из этого неготовность нести потери в войне.

«Человеку в дешевой машине не „западло“ положить взрывчатку и взорваться, — и он унесет сто жизней. А тем, чьи сто жизней уходят, очень даже „западло“ потерять пару тысяч человек. И они быстро „сваливают“, когда потери становятся для них недопустимыми. Потому что они нежные, они чувствительные», — объяснил эту коллизию философ.

Однако Кургинян продолжил, что в конечном итоге все сводится не к вопросу о господах и рабах, которых разграничивают по их отношению к страху смерти, а к безусловному господству. Он отметил, что его описывал не Кожев, а гораздо более крупный немецкий философ Мартин Хайдеггер, разбиравшийся в свою очередь с наследием Фридриха Ницше.

«Хайдеггер говорил просто, трактуя наследие Ницше, что последняя метафизика — это метафизика воли к власти. Метафизика совсем не уйдет, это будет обнаженная метафизика воли к власти», — рассказал философ, подчеркнув, что метафизика воли к власти подразумевает безусловное господство, то есть фашизм в чистом виде.

Он отметил, что происходящее сейчас с Украиной — это всего лишь «легкие пробы пера по отношению к чему-то большему» в смысле возвращения в мир практик нацизма и фашизма, которые призваны до конца вытравить из мира любые намеки на гуманизм.

Кургинян добавил, что технологический бум роботизации и искусственного интеллекта лишь усугубляет вопрос о том, каково же предназначение человека и человечества в мире, то есть вопрос о судьбе гуманизма в XXI веке. При этом с оборотной стороны набирает ход процесс измельчания человека, его превращения в изнеженное и инфантильное существо.