Не за горами создание в пробирке жизнеспособных половых клеток человека

Лаборатория. Вагнер создает Гомункула. Гравюра к Фаусту Гете. Гравюра XIX века
Лаборатория. Вагнер создает Гомункула. Гравюра к Фаусту Гете. Гравюра XIX века

Ученым осталось всего несколько лет, чтобы создать жизнеспособные половые клетки человека в лабораторных условиях, и это достижение может открыть новые возможности для размножения, которые бросают вызов биологической науке. Выступая перед ежегодным собранием Европейского общества репродукции человека и эмбриологии в Париже на минувшей неделе, профессор Кацухико Хаяси, специалист по генетике развития из Университета Осаки, сказал, что в настоящее время наблюдается быстрый прогресс в области превращения клеток кожи или крови взрослого человека в яйцеклетки и сперматозоиды, что является достижением генетической конъюгации — гаметогенеза in vitro (IVG). Об этом рассказывает 6 июля газета The Guardian.

По его прогнозам, до этого рубежа его собственной лаборатории осталось около семи лет. Среди других лидеров — команда из Университета Киото и калифорнийский стартап Concept Biosciences, среди спонсоров которого в Кремниевой долине — основатель OpenAI Сэм Альтман. Генеральный директор этой компании сказал The Guardian, что выращивание яйцеклеток в лаборатории «может стать лучшим инструментом, который у нас есть, чтобы обратить вспять сокращение численности населения и проложить путь к редактированию генов человека».

Если будет доказано, что IVG безопасна, это может открыть путь для любого человека — независимо от фертильности или возраста — иметь биологических детей. А учитывая, что лаборатория Хаяси ранее создала мышей с двумя биологическими отцами, теоретически это может распространиться и на однополые пары.

«Только один аспект увеличения рождаемости… который потенциально позволит женщинам рожать детей в гораздо более старшем возрасте, будет иметь огромное значение», — приводит газета мнение экспертов. — Вне рамок социальной политики, в долгосрочной перспективе эта технология может стать лучшим инструментом, который у нас есть, чтобы обратить вспять динамику сокращения численности населения, поскольку она способна значительно расширить возможности планирования семьи».

Как пишет газета, в Великобритании использование выращенных в лабораторных условиях клеток для лечения бесплодия запрещено действующим законодательством, и Управление по оплодотворению человека и эмбриологии уже занимается вопросом о том, как можно обеспечить безопасность выращенных в лабораторных условиях яйцеклеток и сперматозоидов и какие тесты необходимо провести, прежде чем рассматривать возможность их клинического применения.

«Идея о том, что вы можете взять клетку, которая никогда не должна была стать сперматозоидом или яйцеклеткой, и превратить ее в сперматозоид или яйцеклетку, невероятна. Но это создает проблему безопасности. Мы должны быть уверены, что это безопасно, прежде чем сможем использовать эти клетки для зачатия ребенка», — комментирует Род Митчелл, руководитель исследования по сохранению мужской фертильности у детей с онкологическими заболеваниями в Эдинбургском университете.

Существует также вопрос о том, как эта технология может быть применена. Главной мотивацией является помощь тем, кто страдает бесплодием, но Хаяси сказал, что он неоднозначно относится к применению технологии, позволяющей гораздо более пожилым женщинам или однополым парам иметь биологических детей — отчасти из-за потенциально больших рисков, связанных с безопасностью.

«Конечно, хотя я и произвел на свет [мышиного] детеныша от двух отцов, на самом деле это неестественно, — сказал он. — Поэтому я бы сказал, что если наука приводит к результатам, которые не являются естественными, мы должны быть очень, очень осторожны».

Теоретически также возможно появление детей со спермой и яйцеклеткой, полученными от одного родителя, или с генетическим вкладом более чем от двух родителей. «Кто-нибудь, возможно, и захочет попробовать эти два варианта, — комментирует профессор Хэнк Грили, исследователь права и биоэтики в Стэнфордском университете. — Мне не понять, почему, но мир огромен, в нем много сумасшедших, и некоторые из них богаты».

Другие готовы рассмотреть некоторые из более радикальных возможностей этой технологии, такие как массовый скрининг эмбрионов или генетическое редактирование стволовых клеток, используемых для создания младенцев, отмечает издание.