Порошенко: разрыв РПЦ и Константинополя означает, что мы на правильном пути
Свидетельством правильности пути, избранного Киевом, назвал прекращение отношений между Русской Православной Церковью и Константинопольским патриархатом президент Украины Петр Порошенко 16 октября в своем микроблоге в Twitter.
Порошенко подчеркнул, что реакция России на «стремление украинцев» и решение Вселенского патриарха показывает, что Киев «на правильном пути».
«С подачи Кремля, русское церковное начальство объявило разрыв евхаристической общности с Константинопольским патриархом. Эта реакция духовной и светской власти Российской Федерации на желание украинцев и решение Вселенской патриархии означает, что мы находимся на правильном пути», — заявил Порошенко.
Президент Украины также поблагодарил «своего Всемогущего патриарха Варфоломея», Синод и экзархов за то, что «после 1 030 лет ожидания» они дали возможность Украине получить единую местную церковь.
Напомним, 11 октября Вселенский патриархат начал процесс предоставления автокефалии Церкви Украины. Кроме этого, Синод Константинопольского патриархата принял следующие решения: немедленно восстановить Ставропигию (церковные учреждения, независимые от местной епархиальной власти и подчиненные непосредственно патриарху или синоду) Вселенского Патриарха в Киеве, принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, то есть фактически — аннулировать их отлучение, отозвать правовые обязательства по Синодальному письму 1686 года с предоставлением Московскому Патриарху права поставления митрополита Киевского и направить обращение всем сторонам, в котором призывать избегания присвоения храмов, монастырей и другой собственности, а также воздержаться от любых актов насилия и мести во имя любви и мира Христовых. Отметим, Сербский патриарх Иреней заявил, что Константинопольский патриархат не имел права принимать такие решения.
15 октября Русская Церковь разорвала евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. В заявлении Синода Русской Православной Церкви, сказано, что «принятие в общение» раскольников и преданного анафеме в другой Поместной Церкви лица, включая всех рукоположенных им священников, «посягательство на чужие канонические уделы», отречение от исторических решений и обязательств выводит Константинопольский Патриархат за рамки канонического поля и делает невозможным евхаристическое общение с ним.