На ВЭФ обсудили, как надо развивать культурную жизнь Дальнего Востока

Изображение: Рене Магритт. Жоржетта за пианино (фрагмент). 1923
Жоржетта за пианино
Жоржетта за пианино
Жоржетта за пианино

Состояние сферы культуры на Дальнем Востоке и ее роль в деле развития человека обсудили на отдельной сессии участники VI Восточного экономического форума (ВЭФ) 4 сентября, передает ИА REGNUM.

Директор Фонда культурных инициатив «Энсо» Юлия Климко отметила, что культура необходима для развития общества и рассказала о Владивостокской международной биеннале визуальных искусств. Мероприятие проходило 10 раз в период с 1998 по 2017 год, и вот недавно стало известно о решении провести 11 биеннале в 2022 году.

«Биеннале важна для региона не только с точки зрения формирования бренда, но и для развития социокультурной жизни. Мероприятие способствует увеличению туристического потока, развитию деловой активности. Город вовлекается в эмоции во время проведения таких событий, а жителям необходимо чувствовать сопричастность к чему-то важному, ощущать себя частью значимого события», — сказала Климко.

Другой участник дискуссии, руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев подвел итоги почти 10 лет работы филиала Мариинского театра. По его словам, средняя посещаемость спектаклей во Владивостоке — 37,5%, что выше среднероссийского показателя 27,5%. В только что открытом 9 сезоне перед зрителями выступит труппа, в которую входит 101 артист, в том числе выпускники лучших вузов России и артисты со всего мира.

«Как этот феномен объяснить, как не запросом на развитие культуры? Сейчас к нам в театр приезжают специально люди из других регионов, и почему-то все удивляются, что спектакли очень высокого качества. Не понимаю, почему удивляются, ведь другого качества быть не может!», — отметил Алиев. Он добавил, что инвестиции в культуру являются вкладом в воспитание и мировоззрение нового поколения людей. По мнению Алиева, культура позволяет человеку достичь гармонии с собой, а жить в дисгармонии с собой очень сложно.

Проректор по международным связям, инновационной деятельности и дополнительному образованию «Дальневосточного государственного института искусств» Алла Смородинова рассказала о социальном эффекте от появления филиала Третьяковской галереи и Мариинского театра на Дальнем востоке. Так, повысился конкурс на обучение музыкальным профессиям, уже порядка 60% музыкантов оркестра и почти все певцы хора — местные выпускники.

«Если мы не будем воспитывать поколение людей, посещающих музеи, — концертные залы опустеют. Поэтому важно вкладывать денежные средства в обучение восприятию классической культуры», — подчеркнула Смородинова.

Генеральный директор «Дома молодежи» Максим Косенко призвал «приземлить» культуру как таковую и порадовался тому, во что превращаются сейчас библиотеки. «Это потрясающие пространства, которые притягивают молодежь, вовлекают ее в культуру, делают это неординарно. Мы к культуре относимся с придыханием, а нужно делать культуру сегодняшней, земной. Разговаривать с современным поколением на их языке», — заявил Костенко.

Директор филиала Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке Лариса Котрелёва посетовала на отсутствие в регионе продюсерских центров, которые делали бы из молодежи «звёзд». Она призвала «обращать внимание на места, где люди живут. Если элементарно нет Дома культуры как точки притяжения, то рассчитывать на то, что люди будут в отпуске посвящать себя культуре, не приходится».

Подводя итоги дискуссии, директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов сказал важности культурной жизни в регионах. «Самореализация — базовая потребность человека, которая прямым образом влияет на выбор места проживания. Нужно делать все, чтобы жители нашей страны хотели оставаться в родных городах, жить на родных территориях, причем, жить счастливо. Культура напрямую влияет на качество жизни людей», — заявил Карманов.

Комментарий редакции

Развитие инфраструктуры и материальной базы, о котором говорят спикеры ВЭФ — необходимый элемент создания культурной жизни, но явно не достаточный. Гораздо важнее определить, какое содержание будут транслировать филиалы столичных учреждений, трансформированные библиотеки и дома культуры.

Можно попытаться найти ответ на этот вопрос. Во-первых, обратимся к недавним громким событиям культурной жизни. Ольга Бузова на сцене МХАТ имени Горького, приравнивание казанского убийцы к герою Достоевского в Театре российской армии — тенденции, которые, дойдя до Дальнего Востока, вряд ли поспособствуют «воспитанию и мировоззрению нового поколения людей» в том ключе, который необходим для сохранения и приумножения людей в регионе. Есть вопросы и к Третьяковской галерее, где под руководством Зельфиры Трегуловой из классиков русской литературы лепят что-то невразумительное в угоду текущей политической конъюнктуре.

Во-вторых, нужно внимательно прислушаться к тому, что сказал господин Косенко. Превратить библиотеки из мест приобщения в места развлечения, «приземлить» классику (то есть, сделать ее неспособной тянуть человека вверх), разговаривать с поколением на его языке… Что имеет в виду Косенко? А если языком поколения будет язык Моргенштерна? Тогда новые учреждения, построенные и отремонтированные за государственный счет, будут фактически уничтожать культуру под видом ее развития.

В-третьих, странным представляется сосредоточение на неких «продюсерских центрах» как точках самореализации молодежи. Почему-то это словосочетание сразу вызывает из памяти печально известный «Дом Тик-тока» — продюсерский центр, молодые «звезды» которого были массово арестованы за призыв к незаконным митингам.

В общем, оптимистические реляции и правильные слова участников ВЭФ о развитии культуры в регионе не вызывают особой радости, потому что двусмысленная реализация этих благих начинаний может повернуть эмоциональную и духовную жизнь людей Дальнего Востока совсем не на те рельсы, о которых заявляют спикеры.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER