1. Культурная война
  2. Смерть деятелей культуры
Нью-Йорк, / ИА Красная Весна

Скончался гуру музыкального эксперимента Элвин Лусье

Густав Климт. Музыка. 1895
Густав Климт. Музыка. 1895

На 91-м году жизни скончался американский композитор-экспериментатор, неутомимый исследователь музыки Элвин Лусье, сообщает 1 декабря газета The New York Times со ссылкой на информацию его дочери.

Она рассказала, что музыкант умер в среду в своем доме в городе Миддлтауне, штат Коннектикут. Причиной смерти стали осложнения после падения.

«Элвин Лусье, влиятельный композитор-экспериментатор, чьи работы были сосредоточены не столько на традиционных музыкальных элементах, таких как мелодия и гармония, сколько на научных основах звука и восприятия слушателей», — говорится в сообщении.

В отличие от композиторов, которые создают звуковую картину, чтобы вызвать определенные эмоции, создать драматическое повествование или исследовать тщательно продуманные ритмические взаимодействия, Лусье подходил к своим работам как к экспериментам, которые, как отмечается, могут привести к непредсказуемым звуковым ландшафтам.

Его законченные произведения звучали, например, как воющая обратная связь (между микрофоном и динамиком), электронное потрескивание или — в случае его самого известного произведения «Я сижу в комнате» (I Am Sitting in a Room) (1969) — «устный текст, который с повторением становится все более искаженным и накладывается реверберацией, пока он не превращается в симфонию танцующих обертонов».

Другим его работам было свойственно своеобразное чувство юмора. В «Ничто нереально» (Nothing Is Real) (1990) Лусье заставляет пианиста играть мелодию песни «Биттлз» «Клубничные поля навсегда», разбросав фразы песни по всему диапазону фортепиано. Музыка записывается и немедленно воспроизводится через небольшой динамик внутри чайника, который работает как резонансная камера, изменяющая звук. При этом композитор заставляет пианиста открывать и закрывать крышку чайника, чтобы еще больше манипулировать тоном записи.

«Мне не очень нравится слушать свою собственную музыку», — поведал Лусье американскому журналу NewMusicBox. «Но, может быть, это хорошо, потому что это заставляет меня думать и не дает мне успокаиваться».