Индия — Китай: борьба за ресурсы Центральной Азии

Изображение: Антон Привальский © ИА Красная Весна
Шахматы. Переговоры
Шахматы. Переговоры

«Большая игра» между Индией и Китаем разворачивается в богатой ресурсами, но не имеющей выхода к морю Центральной Азии, пишет сегодня, 2 октября, газета The Economic Times.

Пекин, реализуя свою инициативу «Один пояс, один путь» (OBOR), пытается в максимальной степени использовать огромные запасы минералов и углеводородов региона, а также расширить присутствие своих товаров на его рынках. Нью-Дели не отстает и активизировал программу «Связь с Центральной Азией» (Connect Central Asia), пытаясь преодолеть существенный недостаток: отсутствие прямой связи с регионом.

Обладающий нефтью и ураном Казахстан — старый партнер Индии. Сейчас на второе по значимости место выходит Узбекистан, имеющий давние исторические связи с Индией. Ташкент предложил создать специальные стимулы и особые зоны для индийских предприятий, расширить сотрудничество в области обороны и борьбы с терроризмом, предоставить возможности для расширения индийского присутствия в регионе в целом и в Афганистане в частности, посредством реализации многоплановых транспортных проектов.

Индия видит себя в качестве фактора стабильности и безопасности в регионе, а также привлекательного делового партнера в силу своего растущего экономического влияния. И со стороны стран Центральной Азии, прежде всего Казахстана и Узбекистана, проявляется желание рассматривать Индию в числе главных партнеров, способных помочь им раскрыть свой потенциал.

«Индия постепенно вырабатывает для себя евразийскую повестку дня. Для этого предпринимаются некоторые важные шаги, которые позволят реализовать потенциально мощные связи между Индией и Евразией», — приводит газета слова одного из представителей дипломатического ведомства. Этому, в частности, было посвящено недавнее совещание в МИД Индии, на котором рассматривался вопрос о возможности ускоренного создания международного транспортного коридора «Север — Юг» после ратификации Индией Международной таможенной конвенции о перевозке грузов.

Напомним, что коридор «Север — Юг» призван существенно сократить время и стоимость перевозки грузов из стран Европы в Индию. Он будет пролегать по территории России, других государств постсоветского пространства, Ирана и других.