1. Культурная война
  2. Музеи России
Брянск, / ИА Красная Весна

В Брянской области открылась выставка о жизни мецената Саввы Мамонтова

Экспозиция из фондов музея-заповедника «Абрамцево», посвященная Савве Ивановичу Мамонтову, крупному русскому промышленнику и меценату, открылась 15 сентября в Государственном мемориальном историко-литературном музее-заповеднике Ф. И. Тютчева «Овстуг» в Жуковском районе Брянской области, сообщили в пресс-службе учреждения культуры.

Название выставки выбрано неслучайно, оно продиктовано строчками из автобиографии Саввы Ивановича, который писал: «Не литератор я, пока, не философ, не великий общественный деятель, ничего после меня не останется <…>; и самолюбию моему это не нравится. Умру я, и внук мой будет знать меня только по имени, а мелких фактов моей жизни, (а она вся состоит из мелких), он не будет знать — это обидно. Пусть в минуту досуга возьмет эту книжку и … узнает про меня».

Среди экспонатов представлены увеличенные копии редких семейных фотографий, которые отражают жизнь выдающегося мецената, сочетающего в себе невероятную любовь к искусству и бурную жизненную энергию. Посетители выставки могут увидеть не только членов семьи Мамонтовых, но и таких замечательных художников, как Василий Суриков, Виктор Васнецов, Илья Репин, Валентин Серов.

«Мелкие факты» жизни Саввы Ивановича Мамонтова помогают понять, насколько интересной и яркой была его жизнь. Мамонтов был удивительно талантливым человеком: он писал либретто для спектаклей, пробовал себя в роли скульптора, актера, режиссера.

Кроме того, Савва Иванович обладал удивительной способностью видеть чужое дарование и помогать ему раскрыться. Усадьба Абрамцево в Подмосковье, приобретенная С. И. Мамонтовым в 1870 году, стала своеобразной творческой лабораторией, куда приезжали молодые художники.

Жизненной активности и удивительным личностным способностям русского мецената обязаны своим появлением Абрамцевский кружок и Московская частная русская опера, на сцене которой выступал Федор Иванович Шаляпин. Савва Иванович жил идеей главенства прекрасного над материальным, поэтому перечислял большие суммы денег на развитие русского искусства, помогал талантливым людям, восхищался их работами и хотел быть причастным к раскрытию их творческого дарования.