Кинокритик: фильм «Асса» в 1987 году был подобен действию электрошока

Изображение: Евгений Давыдов
Кинокритик Антон Долин
Кинокритик Антон Долин
Кинокритик Антон Долин

Выход фильма «Асса» в 1987 году был подобен действию электрического разряда, заявил кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин на очередном кинопоказе цикла «Синематека: Искусство Кино». Об этом 12 марта сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

«Этот фильм в то время был подобен электрическому разряду. Его ощутили все, кто его смотрел, даже те, кто его не принимал», — сказал Долин.

Кинокритик отметил, что в фильме изобретаются новые языки, и не только языки кино. «Это история о коммуникации, изобретение нового языка не только в фильме, но и в обществе. Новый мир — новый язык. Неслучайно возникает образ коммуникативной трубы, через которую главные герои разговаривают. Там же возникает глоссарий, возникающий в середине фильма, и слова-жаргонизмы, употребляемые в песне Бориса Гребенщикова «Мочалкин блюз». Этот фильм предлагает этот новый язык, абсолютно этого не стесняясь, и издевается над зрителем, который не понимает смысла произносимых слов», — подчеркнул кинокритик.

«Соловьев открыл двери кино для всего, что им не является. Актеры, которые не являются актерами здесь. Рок-музыка здесь. Современное искусство здесь. Литература тоже здесь. Сюда интегрированы тексты, которые идут вдоль экрана. Элементы театра, театра лилипутов. Много карнавальных, травестийных элементов. Здесь есть сны главного героя. И каждый из этих снов необычен, второй из них напоминает «Андалузского пса» Дали и Бунюэля. Невероятная ненормальная свобода», — добавил Долин.

Кинокритик отдельно обратил внимание на историческую вставку убийства Павла I. «Сейчас, посмотрев этот фильм, у меня нет вопросов по поводу этих исторических вставок. Во-первых, показан радикальный контраст правильного кино старого советского кино, кино костюмного, кино исторического, такого кино как надо, с кино абсолютно новой формации, которую представил Сергей Соловьев. Во-вторых, идея противостояния старого и нового, нового царя Александра и царя реформатора Павла, его убийство отражено и в фантазиях Крымова. Отражает его поведение и моделирует нового человека, которым является Крымов, он тоже новый человек. Все главные герои фильма являются новыми людьми для советской реальности. Они точно были новыми на экране и после этого их число в реальности, конечно, тоже увеличилось», — сказал главред журнала «Искусство кино».

Напомним, проект «Синематека: Искусство Кино» — цикл кинопоказов, сопровождающихся лекциями кинокритиков. Проект организован журналом «Искусство кино». Целью проекта является возвращение любителей авторского кино к просмотру и дискуссиям в кинозале. Очередные кинопоказы состоялись 10 и 11 марта 2018 года в киноцентре «Родина», на которых демонстрировались перестроечные фильмы «Курьер» и «Асса».