Подлодку — экспонат музея в Гётеборге закрыли из-за радиоактивности
Подводная лодка-музей Nordkaparen, стоящая на экспозиции Морского музея в Гётеборге, закрыта для посещения в связи с обнаружением на борту радиоактивных веществ, сообщает 29 сентября Göteborgs-Posten.
На прошедшей неделе подлодку Nordkaparen закрыли по предписанию Управления радиационной безопасности (SSM) как для посетителей, так и для музейного персонала. Причина заключается в том, что на борту было обнаружено ионизирующее излучение.
Как отметили в SSM, нет веских причин находиться на борту подлодки при наличии ионизирующего излучения. «Мы не видим риска острого радиационного поражения, но SSM проведет более точную оценку риска, когда у нас будет больше информации», — сообщила инспектор SSM Анна Муравьёфф. Она пояснила, что радиация исходит из люминесцентной радиевой краски, которая обычно использовалась в прошлом.
Генеральный директор Морского музея Ульрика Карлссон сообщила, что подлодку закрыли для посещения сразу, как поступило предписание Управления радиационной безопасности, но остальная часть экспозиции открыта до 6 ноября. По словам директора, руководство музея надеется, что проблемы будут решены к тому времени, когда он снова откроется в апреле.
На вопрос об источнике радиации Карлссон сообщила, что речь идет о люминисцентных лентах, использовавшихся на подводной лодке. Их применяли для того, чтобы персонал на борту мог ориентироваться в темноте.
«Эти люминесцентные ленты были обычным явлением в прошлом, и сейчас мы работаем над поиском решения», — сказала Карлссон.
Отмечается, что радиационное излучение было обнаружено во время инспекции музея 25 августа 2022 года. Повышенная радиация выявлена на подлодке Nordkaparen и на двух других судах — эсминце Småland и патрульном катере HMS Hugin. При этом запрета посещения на эсминец нет.
«Во время проверки SSM на эсминце не было обнаружено рассеянных загрязнений. Части эсминца Småland, где служба радиационной безопасности выявила повышенный уровень радиации, огорожены, чтобы люди не подвергались воздействию радиации», — пояснила Муравьёфф в ответ на вопрос, почему Småland может оставаться открытым, а подводная лодка Nordkaparen — нет.