1. Социальная война
  2. Цифровые технологии в мире
Москва, / ИА Красная Весна

Нейробиолог: «лишних» людей не получится занять творчеством

Изображение: (сс) Pavlofox pixabay
Безделье
Безделье

Освобождение людей от физического труда не приведет само собой к тому, что они займутся творчеством, предупредила нейробиолог Татьяна Черниговская 17 января в своем выступлении на Гайдаровском форуме, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Нейробиолог бьет тревогу: «Человек в растерянности. Мы планируем жить на этой планете или мы сдаем все позиции цифровому миру?»

По словам Черниговской, цифровой мир «текучий, непостоянный, прозрачный, он мерцает, сверхбыстрый, гибридный». В этом мире «нет боли и нет смерти», жизнь в нем подобна игре. Это порождает синдром отложенной жизни: люди живут, будто пишут черновик, и воспитывают своих детей в том же духе. Но второй жизни не будет.

Фантасты описывали XXI век как время, где все занимаются творчеством. Черниговская полемизирует с этой точкой зрения: «Вы всерьез считаете, что все люди займутся творческим трудом?» Она убеждена, что происходящие процессы породят новое, аморфное общество, дезориентированное цифровым миром.

Постиндустриальный мир во многом решил проблему голода. Физическим трудом заняты все меньше людей. В итоге наступает цивилизация праздности. «Все уже забыли, отчего пал Рим?» — вопрошает нейробиолог.

Но цифровой мир, оказавшийся неспособным породить человека с большой буквы, не самодостаточен. Нейробиолог напоминает, что «информационное поле не существует без человека». Именно человек, «с его образованием, опытом, своими интересами» передает и получает информацию. Без человека, замкнутый на роботов, цифровой мир становится бессмысленным и ненужным.

Напомним, 15 декабря политолог Сергей Кургинян в эфире передачи «Право знать» заявил, что потребительская Европа, Европа постмодерна отказалась от восхождения к человеку с большой буквы, сказав о конце проекта Человек, конце гуманизма. Но если восходить некуда, то начинается нисхождение.

По словам Кургиняна, в этой ситуации естественным образом возникает проблема: «Что делать с лишними людьми? Если раньше эксплуатация была абсолютно необходима, и главной проблемой была эта эксплуатация и введение ее в определенные берега, то сейчас, как Вы справедливо говорите, через 30 лет 500 миллионов, 400 миллионов людей произведут вот так [много] — столько, сколько надо. Что будут делать остальные? У капитализма нет ответа». Ответ на этот вопрос в XX веке давал только коммунистический проект нового человека.