Массовое убийство индонезийских коммунистов спровоцировал Лондон — Observer
Пропагандистская кампания, организованная Великобританией, сыграла решающую роль в организации одной из самых жестоких кампаний массовых убийств XX века, свидетельствуют новые шокирующие свидетельства. Об этом пишет 17 октября британская газета The Observer.
Британские официальные лица в 1960-х годах тайно развернули «черную пропаганду», призывая видных индонезийцев «вырезать» «коммунистическую раковую опухоль».
По меньшей мере 500 000 человек — а по некоторым оценкам, до трех миллионов — связанных с Коммунистической партией Индонезии (КПИ), были ликвидированы в период с 1965 по 1966 год.
Недавно рассекреченные документы Министерства иностранных дел показывают, что британские пропагандисты тайно подстрекали антикоммунистов, в том числе армейских генералов, к ликвидации КПИ.
Когда в октябре 1965 года начались массовые убийства, британские официальные лица призвали «ликвидировать КПИ и все коммунистические организации». Они предупредили, что нация будет в опасности «до тех пор, пока коммунистические лидеры находятся на свободе, а их рядовым сотрудникам позволено оставаться безнаказанными».
Великобритания начала свое пропагандистское наступление против Индонезии в ответ на сопротивление президента Сукарно к объединению ее бывших колоний в Малайскую федерацию, что с 1963 года вызвало конфликт «низкого уровня» и вооруженные вторжения индонезийской армии через границу. КПИ была решительным сторонником как президента, так и Движения сопротивления.
В 1965 году специалисты-пропагандисты из отдела информационных исследований Министерства иностранных дел (IRD) были направлены в Сингапур для ведения «черной пропаганды» с целью подрыва режима Сукарно.
Эта группа организовала публикацию информационного бюллетеня, издаваемого якобы индонезийскими эмигрантами и предназначенного для видных и влиятельных лиц, включая армейских генералов. Она также запустила работу управляемой малайцами «черной радиостанции», вещавшей на Индонезию.
К середине 1965 года операция была в самом разгаре, и реальное влияние на ход событий помогла оказать попытка государственного переворота, предпринятая армейскими офицерами левого толка и, тайно, агентами КПИ, в ходе которой были убиты семь генералов.
Переворот был быстро подавлен будущим президентом Индонезии генералом Сухарто, который затем приступил к постепенному захвату власти у Сукарно и ликвидации КПИ, в то время крупнейшей коммунистической партии в некоммунистическом мире.
Живущий в Англии индонезиец Тари Ланг, чьи отец и мать, покойная правозащитница Кармель Будьярджо, были заключены тогда в тюрьму армией, говорит, что документы «чудовищны», и британское правительство несет определенную ответственность за то, что произошло: «Я зол, что мое правительство, британское правительство, сделало это. Британцы ничего не предприняли, чтобы остановить насилие, как только оно началось».
Тогдашний «координатор политической войны», специалист по пропаганде Министерства иностранных дел Норман Реддауэй, однако, считал падение Сукарно одной из величайших пропагандистских побед Британии, отмечает издание. В письме, написанном много лет спустя, он сказал: «Дискредитация Сукарно быстро увенчалась успехом. Его конфронтация стоила бы нам примерно в 250 000 000 фунтов стерлингов в год. Это было предотвращено с минимальными затратами с помощью исследований и методов IRD за шесть месяцев».
Газета приводит мнение профессора Скотта Лукаса из Бирмингемского университета, который считает, что рассекреченные документы показывают, какое место черная пропаганда продолжала играть в послевоенной внешней политике Великобритании и в ее зарубежных операциях. «Это был относительно недорогой способ для Британии продемонстрировать влияние, даже если это влияние нельзя открыто признать», — говорит он.