«Аллах, армия и Америка» были и остаются принципами политики Пакистана — АN
Тремя популярными принципами пакистанской политики еще со времен холодной войны были и остаются «Аллах, армия и Америка», пишет 4 апреля японское издание Аsia Nikkei.
Пакистан был создан как дом для мусульман индийского субконтинента после кровавого раздела Индии в 1947 году. Хотя прогрессивные ученые возражают против этого принципа, утверждая, что основатель страны Мухаммед Али Джинна был строго светским человеком, но перед лицом растущего экстремизма в Пакистане их аргумент проигран.
Армия — это признание огромной роли шестой по величине армии в мире во внутренней политике страны. Пакистанские военные обладают ядерным оружием и насчитывают 650 000 человек, они считаются глубинным государством внутри государства и правят страной прямо или косвенно, через военное положение, чрезвычайное положение или прокси, на протяжении большей части ее существования. Сегодня, помимо противостояния Индии или управления талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Афганистане, армия строит дороги, управляет заводами, владеет банками и управляет телеканалами. Однако она утверждает, что не имеет никакого отношения к политике.
В-третьих, Америка, хотя когда-то и была сильным союзником по холодной войне, теперь считается в лучшем случае партнером в хорошую погоду. Вооружив и поддержав Пакистан в 1950-х и 1960-х годах в качестве исламского оплота против Советского Союза, а затем финансируя его в качестве базы для своей прокси-войны против Красной Армии в Афганистане в 1980-х годах, США в конце концов санкционировали и изолировали Пакистан в 1990-х годах-в то десятилетие, когда Хан поднимался как политик.
«Когда-то США были величайшим союзником Пакистана, но теперь наши отношения превратились в транзакционные, — сказал Бриг. Мухаммад Зишан, отставной офицер пакистанской разведки, в настоящее время генеральный директор Центра исследований мира, безопасности и развития в Исламабаде. — Людям нравятся американские товары, американские обычаи и культура. Но то, как американцы использовали Пакистан и пакистанцев, это уже не усваивается. Это то, с чем согласна широкая общественность, которая является правой в своей политике, потому что она религиозна, и даже образованный средний класс. Быть антиамериканцем модно на пакистанской улице».
«Популистским политикам в Пакистане легче поднять призрак далекой Америки, чем представить экономические или внутриполитические решения», — сказал Шуджа Наваз, научный сотрудник в Вашингтоне и автор книги «Битва за Пакистан: горькая дружба с США и жесткое соседство».
«Аналитики добавляют в эту смесь могущественных и интервенционистских военных. Все это потому, что гражданское общество расколото и не может объединиться», — сказал он.