1. Культурная война
  2. Антисоциальная застройка
Севастополь, / ИА Красная Весна

Севастопольских архитекторов держат за дураков — эксперт

Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
Набережная. Севастополь, Крым
Набережная. Севастополь, Крым

Севастопольские архитекторы до сих пор не видели проект строительства культурного кластера. Об этом заявил Заслуженный архитектор Украины, автор генерального плана Севастополя 2005–2025 годов, член Союза архитекторов Севастополя Георгий Григорьянц 17 декабря в комментарии ИА Красная Весна.

Архитектор выразил возмущение по поводу того, что уже почти как год губернатор Севастополя Михаил Развожаев тянет с официальной презентацией проекта культурного кластера на мысе Хрустальном.

«Правительство относится к нам, как к белым папуасам. Губернатор прибегает к разного рода уловкам, в общем, правительство держит нас за дураков», — считает Григорьянц.

Эксперт может судить о проекте только по предварительным эскизам. Архитектор считает, что монструозные здания испортят масштаб центра города, как это было при постройке двух голубых зданий на мысе Хрустальный еще в украинские времена. Новые здания культурного кластера, по мнению специалиста, могут быть еще хуже, потому что по высоте эти здания будут примерно как памятник «Матрос и солдат» и обелиск «Штык и парус», что совершенно недопустимо.

«Я предлагал проект театра на территории бывшей танцплощадки „Ивушка“ в Артиллерийской бухте. Сейчас существует мировая тенденция не делать полноценные театры с колосниками и мастерскими, а делать гастрольный театр», — заявил Григорьянц.

Эксперт считает, гастрольные театры более экономичны и не требуют таких грандиозных помещений. Все знаменитые театры такие как «Ла Скала», «Гранд Опера», «Большой театр» имеют площадь примерно 5–6 тыс. квадратных метров. Тот оперный театр, который собираются строить в Севастополе, имеет площадь около 20 тыс. квадратных метров.

Более того, архитектор считает, что сегодня технологии позволяют отказаться от большого сценического хозяйства. Раньше нужно было где-то изготавливать декорации, сегодня же благодаря прогрессу можно не делать таких больших помещений под мастерские. Самое логичное, как считает специалист, построить гастрольный театр.

«Никто уже не ездит с вагонами декораций. Время уже другое. Все что нам предлагают, это не для нашего города, это столичный уровень. Вот наш драматический театр им. Луначарского на 800 зрителей на сто процентов почти никогда не бывает загружен. Нам же суют оперный театр на 1200 человек», —- убежден Григорьянц.

Подобные проблемы архитектор видит и в случае с планируемой хореографической академией. Вдобавок к этому эксперт не понимает, куда девать выпускников академии, если труппа любого крупного театра насчитывает максимум сто человек. Кроме самого училища должна быть построена общеобразовательная школа. Специалист считает, что на таком узком пространстве просто негде это все грамотно разместить.

«По слухам еще на этом клочке земли должна быть еще картинная галерея. Там даже общественный транспорт трудно пустить из-за рельефа», — негодует Григорьянц.

Архитектор предложил разместить все эти объекты в районе Артбухты. На критику, что там и так уже много чего расположено, он предлагает посмотреть на любой старый европейский город, где все очень плотно застроено и существует такое понятие как «комфорт тесноты».

На самом же мысе Хрустальном, по мнению специалиста, должна быть зеленая зона с бульваром, пляжем и музеем обороны Севастополя. Объекты культурного кластера можно расположить от ул. Капитанской в сторону города и в Артбухте.

«Я готов к любым открытым дискуссиям, но я уверен, что их не будет», — убежден Григорьянц.

Напомним, что в Севастополе до сих пор не реализован мемориальный комплекс героической обороны города. Строительство было начато еще во времена позднего СССР, однако было заморожено.

В августе 2017 года президент Путин дал поручение местному правительству исполнить волю граждан и взять под особый контроль вопрос строительства мемориального комплекса второй героической обороны Севастополя. В 2020 году было демонтировано недостроенное здание музея на мысе Хрустальном.

Судьба музея до сих пор неясна севастопольцам, так как на мысе Хрустальном также планируется строительство так называемого «культурного кластера», в который должны войти здание театра оперы и балета, кинотеатр, хореографическая академия и другие объекты. Горожане опасаются, что вместо мемориального комплекса, вроде Поклонной горы в Москве или Мамаева кургана в Волгограде, власти города ограничатся небольшим музеем.

В данный момент на мысе Хрустальном по инициативе князя Кирилла Лобанова–Ростовского возводят памятник, посвященный окончанию Гражданской войны на Юге России, известный как памятник «Примирения», а также жилые многоэтажные дома.