DW: Украина может спасти свою ГТС, прокачивая «зеленые» виды топлива
Прокачка водорода вместо природного газа могла бы спасти газотранспортную систему от простоев и сделать Украину крупным экспортером «зеленого» топлива в Европу, 7 августа сообщает Deutsche Welle.
Издание сообщает, что после того, как США и Германия договорились о газопроводе «Северный поток — 2», Украинская ГТС оказалась в «подвешенном» состоянии, потеряв в ближайшие годы доходы за транзит российского природного газа. Но, как подчеркивается, Украина может приобрести новые возможности, перейдя на прокачку «зеленого» водорода. Европейская водородная стратегия предусматривает уже в 2024 году производство водорода в объеме до одного миллиона тонн в год.
Отмечается, что «зеленый» водород — это тот, который производится за счет возобновляемых источников энергии, например энергии ветра или солнца. В целом европейцы собираются инвестировать в такой водород от 180 до 470 миллиардов евро до 2050 года. Таким образом в ЕС хотят достичь климатической нейтральности — чтобы выбросы парниковых газов в атмосферу не превышали того объема, который поглощается экосистемой.
В качестве одного из ключевых партнеров для реализации этих планов ЕС рассматривает Украину. Европа рассчитывает, что в Украине до 2030 года будет построено до 10 гигаватт мощностей для производства «зеленого» водорода. Конкретики, правда, пока мало. Более предметными представляются договоренности между Украиной и Германией.
В прошлом году страны подписали соглашение об энергетическом партнерстве, одним из элементов которого является развитие водородной энергетики. Украина может получить часть из 2,8 миллиарда евро инвестиций, которые Германия планирует выделять на водородные проекты за рубежом.
На Украине рассматривается перспектива производства водорода и использования ГТС. «На Украине есть четыре области с достаточными ресурсами, чтобы обеспечить „зеленым“ водородом всю Европу: Запорожская, Херсонская, Днепропетровская и Одесская. Южные области имеют доступ к ГТС. Это первый путь, которым можно транспортировать водород в Европу. Второй — водный путь, по Дунаю», — прокомментировал создание водородной энергетики президент энергетической ассоциации «Украинский водородный совет» Александр Репкин.
Впрочем, отмечают эксперты, заменить газ на водород в ГТС не так просто, как кажется на первый взгляд. Причина — быстрая коррозия металла, объясняет директор центра исследования энергетики Александр Харченко.
«Обычную газовую трубу малого давления водород разъедает за несколько часов. Трубу высокого давления — за месяцы. Для его прокачки трубы изнутри можно обшить кевларом, но он очень дорогой. Стоимость обшивки ГТС длиной в три тысячи километров будет стоить миллиарды долларов», — заявил он.
Целесообразно ли вообще вкладывать средства в модернизацию ГТС, сказать трудно, ведь пока не существует рынка этого энергоносителя, считает Харченко. «Пока есть только предположительные объемы потребления. Я не вижу очереди инвесторов в производство водорода. Причина — никто не знает, сколько он будет стоить через 10 лет, и поэтому непонятно, как возвращать инвестиции», — говорит эксперт.