Президент ФРГ заявил, что в 1945 году Германия была освобождена
Германия была освобождена в 1945 году, а сегодня необходимо освободить Германию от соблазна нового национализма, заявил президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер 8 мая на церемонии возложения венков в 75-ю годовщину окончания войны в центре Берлина, сообщает ассоциация немецких телерадиокомпаний ARD.
Мероприятие перед зданием Рейхстага, в котором панировалось участие более чем 1500 человек, было отменено из-за пандемии коронавирусной инфекции. Вместо этого были возложены венки к главному мемориалу жертвам войны и тирании в Германии Neue Wache. Кроме президента, в церемонии приняли участие канцлер Ангела Меркель, а также председатели Бундестага, Федерального совета и Федерального конституционного суда Вольфганг Шойбле, Дитмар Войдке и Андреас Воскуле.
Штайнмайер вспомнил формулировку «Дня освобождения» 8 мая 1945 года, провозглашенную тогдашним федеральным президентом Рихардом фон Вайцзеккером. По мнению президента, эта формулировка должна быть направлена в будущее, поскольку освобождение никогда не бывает полным, оно требуется каждый день заново.
«Тогда мы были освобождены, сегодня мы должны освободить себя», — заявил Штайнмайер. Себя необходимо освобождать от соблазна нового национализма, очарования авторитарности, недоверия, изоляции и враждебности между народами. По словам президента, нужно также освободиться от «ненависти и агитации, от ксенофобии и презрения к демократии — потому что они — не что иное, как старые злые духи в новом облике».
Штайнмайер заявил, что недопустимо забывать прошлые события, подводя итоги произошедшего. «Нет конца воспоминанию. Нет искупления в нашей истории», — сказал Штайнмайер на центральном мемориальном мероприятии в Берлине. Он подчеркнул, что бременем будут не воспоминания, а забвение и отрицание.
Как объяснил Штайнмайер, отрицание истории Германии обесценивает всё то хорошее, что страна достигла с тех пор, и является отрицанием самой сути демократии. Во взятии на себя исторической ответственности, президент ФРГ видит «просвещенный, демократический патриотизм».