Флагман германской эскадры найден спустя столетие у Фолклендских островов
Германский броненосный крейсер «Шарнхорст», погибший в бою у Фолклендских островов 8 декабря 1914 года, обнаружен на дне Атлантического океана в ходе подводной археологической экспедиции, 5 декабря сообщает Фонд морского наследия Фолклендских островов.
Первые поисковые работы были начаты в день столетнего юбилея битвы в декабре 2014 года. Им предшествовала огромная работа, проведенная исследователями в архивах.
Однако в ходе изысканий выяснилось, что заносившиеся в вахтенные журналы во время ожесточенного боя координаты были неточными. Потому для поисков останков корабля потребовалось исследовать достаточно обширный район.
Пять месяцев исследований, в которых были задействованы буксируемые подводные аппараты, успеха не принесли. Спустя пять лет поиски были возобновлены уже с использованием четырех автономных подводных аппаратов.
С их помощью было необходимо исследовать 4 500 квадратных километров океанского дна (почти что две Москвы). И уже на третий день старания исследователей были вознаграждены — легендарный крейсер обнаружили в 98 морских милях юго-восточнее Порт-Стэнли на глубине 1 610 метров.
«Великая ирония всего этого заключается в том, что мы нашли „Шарнхорст“ случайно», — рассказал руководитель экспедиции Менсун Баунд, который родился на Фолклендских островах и с детства был одержим морем, его тайнами, мифами и битвой за Фолклендские острова.
«Поиск проводится параллельными курсами — это называется „стрижка газона“, — и в конце каждого прохода подводный аппарат, разворачиваясь, проходит вне поля поиска, чтобы перейти на следующий курс. Именно при выполнении такого поворота он и прошел над „Шарнхорстом“», — пояснил Баунд.
В настоящее время Фолклендский Фонд морского наследия добивается, чтобы этот объект был официально защищен законом.
Напомним, в 1914 году «Шарнхорст» был флагманом Германской Восточно-Азиатской крейсерской эскадры, которая находилась под командованием вице-адмирала Максимилиана фон Шпее и была призвана обеспечивать интересы Германии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
После начала Первой мировой войны, которое застало эскадру у Каролинских островов, фон Шпее принял решение идти к берегам Чили. В портах этой страны, правительство которой поддержало Германию, немецкий адмирал мог рассчитывать на пополнение припасов и ремонт кораблей.
1 ноября немецкая эскадра поблизости от порта Коронель разбила посланную на ее перехват британскую эскадру под командованием контр-адмирала Кристофера Крэдока, потопив броненосные крейсера «Гуд Хоуп» и «Монмут» (сражение при Коронеле).
Затем, в соответствии с полученными указаниями, эскадра должна была пересечь Атлантический океан с Юга на Север, прорвать морскую блокаду Германии и присоединиться к главным силам флота. Однако фон Шпее принял решение по пути напасть на базу британского флота в Порт-Стэнли на Фолклендских островах, где был встречен превосходящими силами английского флота под командованием вице-адмирала Доветона Стэрди.
В ходе сражения, известного в истории как Фолклендский бой, германская эскадра была разгромлена. На борту крейсера «Шарнхорст» погиб в полном составе весь штаб вице-адмирала Шпее, а также и сам командующей эскадрой. Погибли и двое сыновей Шпее.
Читайте также: На дне Балтийского моря нашли корабль эпохи Ренессанса
Морские историки часто интересовались причиной, побудившей Шпее напасть на Порт-Стэнли, где в тот момент находилась существенно более сильная британская эскадра. Некоторые исследователи полагают, что на «Шарнхорсте» был получен фальшивый приказ, закодированный немецким военно-морским кодом и отправленный английским разведчиком.
Однако при детальном рассмотрении этой версии обнаруживается ряд обстоятельств, которые заставляют в ней усомниться. В частности, отмечается, что первая дезинформация с помощью захваченного германского кода была проведена англичанами уже после Фолклендского сражения.
Сам факт расшифровки кода тщательно оберегался и операция вдали от главного театра военных действий вряд ли оправдывала риск раскрытия этой тайны. Наконец, получение прямого приказа о столь рискованной операции могло насторожить немецкого адмирала. В настоящее время немецкие и британские историки сходятся во мнении, что причиной ошибки Шпее стали неточные разведывательные данные, которые были у него в распоряжении.