Инженер: островки социальной сферы на предприятиях выглядят удивительно
Островки социальной сферы на предприятиях выглядят удивительно, заявил Роман, инженер Иркутского авиационного завода 26 апреля корреспонденту ИА Красная Весна.
Роман рассказал корреспонденту, что на Иркутском авиазаводе сохранился советский подход к организации труда. Социальная инфраструктура здесь представлена несколькими медпунктами, столовыми, есть даже Дом культуры и многочисленные кружки по интересам. Сотрудники предприятия раз в год проходят полный медосмотр, а раз в три года — диспансеризацию.
На вопрос, должен ли работодатель заниматься социальной инфраструктурой, Роман ответил:«Работодатель должен заботиться о здоровье рабочих, о том, чтобы эти люди могли приносить пользу предприятию не один год. Однако при главенствующей роли капитала в экономике рабочий становится не человеком, а придатком системы, из которого выжимаются все соки. Тем удивительнее выглядят островки социальной сферы, оставшиеся на предприятии со времен СССР, на фоне других предприятий, уже живущих по законам рынка. Как правило, на других предприятиях социальная сфера отсутствует полностью».
Условия труда на заводе Роман оценивает как одни из лучших в городе. Профсоюз не является фиктивным, а очень много работает на улучшение условий труда. С администрацией заключен коллективный договор: «Коллективный договор, заключенный нашим профсоюзом с администрацией, дает очень много хорошего: индексация зарплаты на процент инфляции, возможность бесплатного отдыха и лечения в санаториях и курортах страны, аттестация рабочих мест и тому подобное».
Профсоюз авиазавода старается разрешать все споры с администрацией:«В результате каких-то конфликтов или вопросов создается комиссия по трудовым спорам, и профсоюз отстаивает права работников. Поэтому человек, состоящий в профсоюзе, может быть уверен, что не будет оставлен один на один с администрацией. В этом сила коллективной солидарности трудящихся, и жаль, что не все это понимают».
Но инженер все же считает, что кое-что можно было бы изменить к лучшему. Например, он сообщил корреспонденту, что сидячих мест в служебном автобусе не хватает, поэтому поездки на работу и обратно утомляют. Кроме того, полуторачасовой обед вместе с рабочим временем составляют 9,5 часов. Но к этому нужно еще добавить время на дорогу на работу и обратно. В сумме получается, что рабочий день длится 10-11 часов.
Напомним, Иркутский авиационный завод работает с 1932 года. За время существования он выпустил около 7000 самолетов более 20 типов. Сегодня завод выпускает истребители Су-30МК и Су-30СМ, а также учебно-боевые самолеты нового поколения Як-130. Продукцией завода также являются компоненты для пассажирского самолета Airbus A320. На предприятии работает около 12500 человек, средний возраст которых составляет 39,5 лет. «Реализуемая на заводе социальная политика предусматривает постоянное развитие социальной инфраструктуры и наращивание инвестиций в человеческий капитал. ИАЗ ведет жилищное строительство, развивает комплекс медицинских, оздоровительных, спортивных и досуговых учреждений», — сообщает официальный сайт завода.