Уругвай и Швеция потребовали возобновить расследование по химатакам в Сирии

Александр Дейнека. Трудное решение. 1966 (фрагмент)
Александр Дейнека. Трудное решение. 1966 (фрагмент)

Проект резолюции о возобновлении работы Совместного механизма ООН и ОЗХО по расследованию химических атак в Сирии (СМР) был внесен в Совет Безопасности (СБ) ООН его временными членами Уругваем и Швецией, заявил пресс-секретарь постоянного представительства РФ при ООН Федор Стржижовский 18 ноября в интервью журналистам, сообщает ТАСС.

По словам Стржижовского, данный проект по возобновлению деятельности CMP носит компромиссный характер. Голосование в СБ может состояться уже 19 ноября.

Напомним, что мандат на совместное расследование инцидента, в котором сирийское правительство обвиняется в использовании нервно-паралитического газа зарина во время атаки 4 апреля, истек в полночь 17 ноября после четырех неудачных попыток СБ принять решение о его продлении.

В пятницу, 17 ноября, постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя заявил, что любое продление мандата СМР возможно «лишь при условии исправления фундаментальных недостатков в его работе». Он отметил, что руководство механизма «покрыло себя позором», поставив «подписи под голословными обвинениями против Сирии».

А 18 ноября Россия заблокировала предложенную Японией резолюцию СБ ООН о техническом продлении на 30 дней мандата следственной комиссии, критикуемой Москвой за голословные обвинения в адрес Дамаска.

Также напомним, что 24 октября Россия ветировала американскую резолюцию о продлении мандата Совместного механизма Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и ООН по расследованию химических атак в Сирии, предложив сначала дождаться обнародования выводов следственной комиссии. Доклад следственной комиссии был обнародован через два дня. В нем ответственность за химическую атаку с применением зарина 4 апреля 2017 года в городе Хан-Шейхун была возложена на сирийские власти. Россия назвала представленное расследование «дилетантским» из-за того, что оно было подготовлено исключительно на основании фото-видеоматериалов, взятых из интернета.

3 ноября Россия внесла в Совет Безопасности ООН рассмотренный сегодня проект резолюции, в котором предложила следственной комиссии провести переоценку «сделанных ранее выводов и заключений» в связи с тем, что расследование не соответствует принятым стандартам, а также настаивала на необходимости взятия проб как на месте предполагаемой химатаки в Хан-Шейхуне, так и на авиабазе Шайрат, откуда якобы отправлялись самолеты для нанесения ударов, чего сделано до сих пор не было.

В тот же день, 3 ноября, США внесли в Совбез ООН собственный проект резолюции о продолжении расследования химических атак в Сирии. В нем, в частности, была отмечена всесторонняя поддержка следственной комиссии и «глубокая обеспокоенность» по поводу возможного пересмотра итогов расследования. Американцами было подчеркнуто, что все выводы в докладе следственной комиссии базируются на «достаточных, заслуживающих доверия и надежных» уликах.

16 ноября Россией было наложено вето на американскую резолюцию о возобновлении расследования химической атаки в Сирии.