Ученые: отказ от завтрака ставит под угрозу иммунную систему

Изображение: (сс) qimono
Кровь

Краткое голодание может нанести вред иммунной системе, снизив ее способность противостоять инфекции или увеличив риск сердечных заболеваний, установили ученые из Института сердечно-сосудистых исследований Медицинской школы Икана на горе Синай (США). 23 февраля об этом сообщил сайт новостей медицины и здравоохранения Medical Xpress.

Проведенное на мышах исследование, продемонстрировало, что реакция мозга на пропуск приема пищи негативно влияет на иммунные клетки. Результаты исследования были опубликованы в статье «Моноциты повторно попадают в костный мозг во время голодания и изменяют реакцию хозяина на инфекцию», опубликованную 23 февраля в журнале Immunity.

Работа американских ученых поможет лучшему пониманию влияния на организм хронического голодания в долгосрочной перспективе. Ведущий автор статьи, директор Института сердечно-сосудистых исследований Филип К. Свирски рассказал о проведенном исследовании:

«Растет осознание того, что голодание полезно для здоровья, и, действительно, существует множество доказательств пользы голодания. Наше исследование содержит предостережение, поскольку оно предполагает, что голодание может быть сопряжено с риском для здоровья. Это механистическое исследование, посвященное некоторым фундаментальным биологическим аспектам голодания. Исследование показывает, что между нервной и иммунной системами существует диалог».

Ученые поставили перед собой задачу разобраться, как голодание в пределах от нескольких часов до суток влияет на иммунную систему. Для этого они взяли две группы мышей.

Первую группу накормили завтраком (самый большой прием пищи за день) сразу после пробуждения, а вторую группу оставили голодной. Образцы крови в обеих группах были взяты сразу после просыпания (базовый уровень), через четыре часа после него и через восемь часов.

Изучая состав крови подопытных животных, ученые отметили возникшее в нем отчетливое изменение у мышей, оставшихся без завтрака. У них через четыре часа резко упало количестве моноцитов — лейкоцитов, вырабатываемых в костном мозге и затем распространяющихся по всему организму, где они борются с инфекциями. Однако в некоторых случаях они могут вызывать болезни сердца и рак.

У голодавших мышей 90% моноцитов исчезли из кровотока уже через четыре часа после подъема, а через восемь часов их число уменьшилось еще больше. У накормленных завтраком мышей такой реакции не наблюдалось. Как выяснили исследователи, у голодающих мышей моноциты вернулись в костный мозг и как бы впали в спячку. Одновременно в костном мозге уменьшилось и производство новых клеток.

Моноциты, которые обычно имеют короткую продолжительность жизни, вернувшись в костный мозг, значительно изменились. Теперь они жили дольше и старели иначе, чем моноциты, оставшиеся в крови.

В следующем эксперименте исследователи заставили мышей голодать 24 часа, а затем накормили. При этом моноциты, ранее вернувшиеся в костный мозг, через несколько часов снова попали в кровоток. Это вызвало повышение уровня воспалительного процесса, что сделало организм менее устойчивым в борьбе с инфекцией.

Исследование ученых Медицинской школы Икана на горе Синай стало одним из первых, установивших связь между мозгом и иммунными клетками во время голодания.

Было установлено, что голодание приводит к стрессовой реакции в мозге (при этом у людей возникает чувство голода и гнева), которая сразу запускает миграцию этих лейкоцитов из крови в костный мозг и затем, после приема пищи, обратного движения их в кровоток.

Доктор Свирски отметил, что на фоне существующих доказательств метаболических преимуществ голодания это новое исследование помогает полнее понять работу организма:

«Исследование показывает, что, с одной стороны, голодание снижает количество циркулирующих моноцитов, что можно считать положительным моментом, поскольку эти клетки являются важными компонентами воспаления. С другой стороны, повторное введение пищи вызывает прилив моноцитов обратно в кровь, что может вызывать проблемы со здоровьем».

«Таким образом, голодание регулирует этот запас таким образом, что это не всегда благотворно сказывается на способности организма реагировать на такую проблему, как инфекция. Поскольку эти клетки играют важную роль при других заболеваниях, таких как болезни сердца или рак, понимание того, как контролируется их функция, имеет огромное значение», — пояснил доктор Свирски.