Нужен наднациональный институт развития ЕАЭС — Жапаров

Для развития интеграционных процессов необходимо создать наднациональный институт развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заявил президент Киргизии Садыр Жапаров на пленарном заседании II Евразийского экономического форума в Москве, сообщает 24 мая пресс-служба президента.
«Президент Садыр Жапаров считает необходимым создать наднациональный институт развития ЕАЭС, выполняющий функции по подготовке, аналитическому сопровождению и финансированию интеграционных проектов на примере Агентства стратегических инициатив Российской Федерации», — сообщает пресс-служба.
Читайте также: Форум «Евразийская интеграция в многополярном мире» прошел в Москве
Деловой совет ЕАЭС должен активно выдвигать инициативы для наращивания потенциала деловых кругов организации, заявил Жапаров.
Жапаров подчеркнул, что государства-члены ЕАЭС должны объединить системы стратегического планирования и вместе разрабатывать необходимые программы и проекты. Также надо и дальше создавать механизмы финансирования, включая поступления ввозных таможенных пошлин. Это позволит развивать транспортную и логистическую инфраструктуры, сферу энергетики, а также внедрять новые технологии, заявил на форуме президент Киргизии.
ЕАЭС становится самостоятельным и самодостаточным полюсом экономического развития, который может обеспечивать потребности своих участников, считает Жапаров. При этом создание Евразийского рейтингового агентства, а также отмена ограничений позволило бы повысить уровень финансовой независимости стран евразийского региона и усилить уровень инвестиций, заявил глава Киргизии.
(теги пока скрыты для внешних читателей)
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.