Петербургский поэт: идеология не вредит развитию искусства

Изображение: © Красная Весна
Секретарь Союза писателей России, поэт, критик Роман Круглов
Секретарь Союза писателей России, поэт, критик Роман Круглов

Советская власть поддержала преемственность традиции классической русской литературы, заявил Секретарь Союза писателей России, поэт, критик Роман Круглов 15 марта в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

По мнению Круглова, советская литература продолжила разные направления в русле большой традиции, хотя и привнесла много нового. Раскрывая многообразие советской литературы, критик пояснил: «Советская литература — это огромный, почти необозримый пласт произведений и авторов, совершенно разных: от Анатолия Мариенгофа до Михаила Шолохова, от Бориса Пастернака до Александра Твардовского. Обобщая, можно сказать, что в советский период существовала как традиция модернизма, восходящая к серебряному веку, так и традиция реализма, опора на которую официально рекомендовалась советским писателям, начиная с „изобретения“ соцреализма».

Секретарь Союза писателей России рассказал, что в СССР впервые были переведены на русский язык многочисленные произведения со всего света — от древнекитайского поэта Ли Бо (перевод А .И. Гитовича) до итальянского романтика Джакомо Леопарди (перевод А. А. Ахматовой). Книги «старорежимных» авторов выходили огромными тиражами, значительно превосходящими и дореволюционные, и современные. Отечественная словесность всесторонне изучалась; это период расцвета литературоведения, когда творили Ю. М. Лотман, Г. А. Бялый, А. В. Западов и многие другие.

Круглов уточнил: «Для советского менталитета характерно преклонение перед литературой, особенно перед русской классикой девятнадцатого века (над чем иронизировал в своем романе „Пушкинский дом“ советский постмодернист Андрей Битов). Старая литература была не разрушена, а вознесена на пьедестал и широко популяризирована. Отрицать этот факт можно либо ради политической конъюнктуры, либо в результате соответствующей пропаганды».

Петербургский поэт отверг утверждения о том, что после революции исчезла свобода творчества, как абсолютно несостоятельные: «Упомянутых имен таких разных советских писателей достаточно для того, чтобы опровергнуть утверждение об отсутствии свободы творчества. Однако советские писатели, безусловно, служили пером своей стране (в чем я ничего дурного не вижу).

Революция не смогла сразу установить контроль над искусством, по-настоящему гайки стали закручиваться уже при Сталине. Благодаря учреждению Союза писателей СССР, обязательной редактуре и цензуре, писатели лишились свободы писать плохо и ругать власть, но в этом ли состоит свобода творчества? Поставив литературу на службу себе, советская система дала писателям огромные тиражи книг, широчайшую популярность и возможность безбедно жить на гонорары (что практически невозможно сейчас). Безусловно, при этом писатель не должен был кусать руку, кормящую его, а за неблагодарность мог многого лишиться».

В заключение Круглов пояснил: «Как правило, литература расцветает в периоды мощной государственности: Гораций и Вергилий воспевали „божественного“ императора Октавиана Августа; Корнель и Мольер творили при абсолютном монархе Людовике XIV; Пушкин и Гоголь писали в царствование Николая-I, начавшееся с разгона декабристов. История показывает, что идеология не вредит развитию искусства, а власть с четкими позициями только способствует его развитию».

Напомним, необходимость свободы творчества была провозглашена в ходе перестройки как одна из составляющих курса «гласность — перестройка — ускорение». Для расширения «гласности» была отменена цензура, что привело, в том числе, к вседозволенности и понижению культурного уровня в искусстве. Сегодня о необходимости защиты свободы творчества говорят, прежде всего, представители либеральной интеллигенции. По их мнению, защищать нужно таких «творцов» как акционист Павленский и режиссер Серебренников.