В Госдуме объявили о постепенной отмене ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) показал свою неэффективность во время пандемии и будет постепенно заменен альтернативной системой поступления в вузы, заявил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев 16 июля в интервью агентству URA.RU.
Зайцев сообщил, что благодаря пандемии было принято решение об отмене ЕГЭ. «Система ЕГЭ — это одна из немногих сфер жизни людей, на которую пандемия оказала положительное влияние. Когда в силу эпидемиологической ситуации было принято решение сократить экзаменационную кампанию, стало понятно, что ничего страшного не произойдет, если выпускник не будет его сдавать. А среди тех, кто все же его сдавал, баллы после дистанционного обучения были не ниже, чем в предыдущие годы. Разумеется, Минобрнауки отреагировали на факт, который показал неэффективность ЕГЭ», — заявил он.
Депутат отметил, что резкого перехода на новую систему поступления в вузы не будет, так как она тоже может оказаться неэффективной. «Из года в год будем плавно выходить из этой системы, но переходить резко на какой-то иной формат тоже опасно, потому что он также может показать свою неэффективность. Сейчас ребятам предлагают несколько альтернатив ЕГЭ, по результатам проведения которых будет понятно, какая именно ответит требованиям современного образования. Гибридная система, на мой взгляд, должна просуществовать минимум два года», — пояснил он.
Ранее, 15 июля, Минобрнауки опубликовало проект приказа, согласно которому в качестве результата вступительного испытания в вуз может быть засчитан наиболее высокий из результатов — по ЕГЭ, общеобразовательному вступительному испытанию, проводимому вузом, или вступительному испытанию на базе профессионального образования. Вузы уже сейчас могут принимать абитуриентов по результатам собственных вступительных испытаний.
Напомним, 3 июля Зайцев заявил, что система образования нуждается в реформировании. По его мнению, школьники должны изучать только те предметы, которые их интересуют.
16 апреля гендиректор Университета 2035 Нина Яныкина заявила, что в системе образования необходимо использовать возможности искусственного интеллекта (ИИ), который будет формировать траектории обучения, исходя из запросов предпринимателей и цифрового досье учащегося.
15 апреля замминистра просвещения Татьяна Васильева заявила, что ведомство намерено использовать ИИ в школе для помощи учителю, а также внедрить в школу «цифровое портфолио учащегося».
Перед этим, 7 октября, министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что в цифровой образовательной среде (ЦОС) будет отслеживаться «цифровая биография» ученика. Впоследствии он уведомил, что это электронное портфолио нужно для поступления в вуз.
Отметим, на проходившем в июне Петербургском экономическом форуме вице-президент Сбербанка Марина Ракова заявила, что качественное образование возможно только при индивидуальном взаимодействии педагога и ученика и поэтому оно будет носить эксклюзивный характер. В массовом образовании будут использоваться технологии, основанные на обработке больших баз данных.
Принятие решения о введении ЕГЭ более десяти лет тому назад объяснялось необходимостью борьбы с коррупцией при поступлении в вузы, а также тем, что такой экзамен позволит выявлять наиболее достойных абитуриентов в регионах, желающих поступить в ведущие вузы. Однако новый проект приказа Минобрнауки частично возвращает ту самую систему, с которой боролись введением ЕГЭ.
В этом смысле понятны опасения депутата в том, что новая система приема в вузы может оказаться неэффективной, и она должна быть лишь промежуточным шагом по отказу от ЕГЭ, внедрение которого привело к тому, что главной задачей школы стало «натаскивание» учеников на высокие результаты этого экзамена.
То, что готовит правительство на смену ЕГЭ, является секретом Полишинеля. Чиновники уже доложили, что это будет цифровое портфолио — база данных, которая будет собираться на каждого ребенка. Кроме того, под прикрытием благой роли цифрового портфолио для поступления в вузы вводится ЦОС. Тем самым подспудно идет очередная реформа, которая окончательно развалит школу и ликвидирует профессию учителя. Настоящее образование будет доступно лишь избранным, основной массе населения уготована дистанционка с «индивидуальными траекториями», выбранными ИИ.