Разновозрастные классы, оценка навыков, а не знаний, «улучшат» образование
Пороки современной системы образования обсудили президент и председатель ПАО «Сбербанк» Герман Греф, заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, директор АНО «Школа 21» Валерия Заболотная, главный редактор независимого педагогического издания «Учительская газета» Петр Положевец 12 сентября в ходе IV Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Петр Положевец назвал «три порока» образования. Во-первых, «предметное образование», при котором каждый предмет помещен в свое «гетто», и у детей не формируется единая картина мира.
Во-вторых, процесс образования может быть непродуктивен потому, что «все люди одного возраста», находятся в одном классе и не могут выйти за рамки класса. По его мнению, это нужно менять. Положевец предлагает делать классы разновозрастными и количеством более 15 человек: «Школы должны быть открытыми».
В-третьих, по мнению редактора, необходимо иначе измерять качество образования: «Сейчас мы мерим знания, а нужно мерить навыки и компетенции. ЕГЭ не оценивает навыки».
Валерия Заболотная рассказала, что одна из проблем образования в том, что должна быть школа с независимой системой оценки детей, отвлеченная от педагогов: «Не может педагог, который учит, оценивать ребенка». По ее мнению, у ребенка должен быть «разновариантный способ» получения информации: классический и прикладной, проектный.
Заболотная назвала Германию «страной дворников»: «Не нужно пугать детей, что они будут дворниками». Цензуры образования, по ее мнению, не должно быть в принципе.
Герман Греф высказал мнение, что школа должна производить серьезных людей с ответственностью, а выпускник «думать головой не может». На это Марина Боровская сказала, что ребенок должен почувствовать себя «топ-менеджером своей жизни». Греф спросил: «Как он может им стать, если он и слов таких не знает?»
Напомним, экс-министр образования РФ Андрей Фурсенко говорил, что недостатком системы образования СССР было стремление сформировать человека-творца, в то время как задача государства заключается в выращивании квалифицированного потребителя. Ныненшний министр образования Ольга Васильева на прошлом ВЭФ высказывала мнение, что «человек-потребитель не является конечным результатом системы образования». Однако на данный момент нет оснований говорить о том, что в образовании начались столь необходимые масштабные положительные реформы.
IV Восточный экономический форум проходит с 11 по 13 сентября во Владивостоке. На форуме обсуждаются вопросы человеческого капитала, экономики и развития. В 2017 году III Восточный экономический форум посетили 6095 участников, 1094 представителей СМИ, было проведено 121 мероприятие с участием 878 спикеров.