В Иудейском царстве многие жители владели грамотой — ученые

Изображение: Einsamer Schütze, Wikipedia.org (CC BY-SA 3.0)
Коптский остракон VII века. Египетский музей, Лейпциг.
Коптский остракон VII века. Египетский музей, Лейпциг.

Значительная часть жителей Иудейского царства периода Первого Храма были грамотными. К такому выводу пришли ученые в статье, опубликованной 9 сентября в журнале PLOS ONE.

Исследователи из Тель-Авивского университета проанализировали 18 древних текстов, датируемых примерно 600 годом до н. э. с военного поста Тель-Араде, используя современную обработку изображений, технологии машинного обучения и опыт почерковедов.

Они пришли к выводу, что тексты были написаны не менее чем 12 авторами, что позволяет предположить, что многие жители Иудейского царства в тот период умели читать и писать, а грамотность не была исключительной сферой, сосредоточенной в руках нескольких королевских писцов.

Исследователи изучили надписи (остраконы) на фрагментах керамических сосудов, обнаруженных на территории Тель-Арада в 1960-х годах. Тель-Арад был небольшим военным постом на южной границе Иудейского царства. Его площадь застройки составляла около 2-х тысяч квадратных метров, и в нем размещалось от 20 до 30 солдат.

По мнению исследователей, находки проливают новый свет на иудейское общество накануне разрушения Первого Храма в 586 году до н. э.

«Следует помнить, что это был небольшой аванпост, один из ряда аванпостов на южной границе Иудейского царства. Поскольку мы нашли, по крайней мере, 12 различных авторов из 18 текстов в общей сложности, мы можем заключить, что во всём королевстве был высокий уровень грамотности», — сказал доктор Барак Собер из Тель-Авивского университета.

По мнению Собера, если на заставе владели грамотой командные чины, офицеры и даже квартирмейстер, то кто-то должен был научить их читать и писать, в связи с чем можно предположить существование соответствующей образовательной системы в Иудее в конце периода Первого Храма.

«Это, конечно, не означает, что существовала почти всеобщая грамотность, как сегодня, но представляется, что значительная часть жителей Иудейского царства были грамотными. Это важно при обсуждении состава библейских текстов. Если бы во всем королевстве было только два или три человека, которые умели бы читать и писать, то вряд ли были бы составлены сложные тексты», — отметил он.