Современные революции не имеют ведущего класса — политолог
Особенность нынешних революций в том, что они без революционеров, написал 4 июня политолог, общественный деятель Борис Якеменко в своем телеграм-канале.
«Современные революции — это революции без ведущего класса, носителя идей, собственно революционеров, вокруг которых группируются люмпены в качестве боевой силы», — написал Якеменко. По его мнению, революция 1990-х это буржуазная революция без буржуазии, то есть без носителей морали и ценностей.
«А только при наличии ценностей и морали оправдано насилие. Нынешние революции начинают с насилия в надежде, что потом все само образуется. В итоге новый „правящий класс“ создается искусственно, назначается из самых активных погромщиков», — написал эксперт.
Он добавил, что демократия это прежде всего система идей, утверждаемых на форумах и агорах, а не на полях сражений и в уличных драках. «Поэтому попытка вернуть сознательному большинству власть оборачивается кратковременной властью маргинального меньшинства. Основа революции — борьба идей. Основа квазиреволюции — погром магазинов. Погромом можно захватить кабинет, но не власть», — подчеркнул политолог.
Якеменко обратил внимание, что меньшинство все время требует от власти гарантий, льгот и благ, хотя тем, кто решает исторические судьбы стран, гарантии не нужны — они их дают сами, иначе они не могут действовать свободно. «Соответственно из тех, кто клянчит, невозможно создать и гражданское общество, которое нужно для того, чтобы люди цивилизованно, демократически выясняли отношения и утверждали позиции», — отметил общественный деятель.
«Там, где расстановка позиций осуществляется насилием, нет общества — есть стая, где любой несогласный вызывает настороженность. Стая, погромщики, насильники — это не субъект для диалога, это пустота», — написал Якеменко. При этом, продолжил он, свобода, демократия не могут быть брошены в пустоту — они делегируются кому-то, субъекту, а не никому, безличной массе.
«Поэтому никакого результата быть не может. То есть все вернется назад. Только еще в худшем виде, так как власть будет сильно напугана и постарается сделать все, чтобы это не повторилось», — подытожил политолог.