1. Социальная война
  2. Права русскоязычных в Прибалтике
Рига, / ИА Красная Весна

В Латвии нет системы обучения русских детей латышскому языку — родители

Изображение: jarmoluk, pixabay, cc0
Образование
Образование

Система обучения латышскому языку для детей из русских семей в Латвии не работает, заявила мама ученицы четвертого класса школы в Риге Наталья 10 октября в интервью порталу RuBaltic.

Наталья отметила, что в настоящее время в Латвии обсуждается лишь вопрос о переходе русских школ на обучение на латышском языке, но это не единственная проблема латышской системы образования.

«То, что происходит сейчас, меня не просто удручает — я готова повеситься на ближайшей березе. Те учебные пособия, которые я вижу, совершенно бессистемны. Они с каждым годом становятся все хуже и приводят меня в состояние ступора каждый раз, когда я их открываю и пытаюсь помочь своему ребенку разобраться с темой»,  — отметила женщина.

Но наиболее остро в условиях перехода обучения на государственный язык Латвии стоит вопрос о преподавании латышского языка детям, для которых он не является родным. Наталья закончила школу в 2005 году. По словам женщины, русские ученики в то время знали латышский на хорошем уровне и в пятом классе могли писать сочинения на этом языке.

«Сейчас же мой ребенок в четвертом классе. Устный язык на нуле. Я не могу винить в этом педагога, потому что я вижу эти учебники — в них напрочь отсутствует системный подход, они дефективны по сути своей. Нет элементарных примеров. Есть только текст и сноска — как переводится слово. Переводится только глагол в третьем лице. Ребенок не знает, как звучит инфинитив, не понимает, что есть однокоренные слова»,  — рассказала Наталья.

Перевод всего обучения на латышский язык Наталья называет преступлением и считает, что все это прекрасно понимают. Она убеждена, что обучение в школе должно быть только на родном языке и на основе родной культуре. Но в то же время необходимо предоставить и безупречное изучение латышского языка.

«Я вижу детей из старших классов — у них отсутствует мотивация. Они сидят на уроке, половину не понимают. Им становится неинтересно, они в итоге отключаются — и правильно делают. Как они могут сидеть и вникать, если просто не понимают слова, речь?»,  — добавила Наталья.

Наталья считает, что необходимо предоставить право открывать школы, где преподавание будет вестись на родном языке и по учебникам из любой страны. Но, по ее мнению, это никогда не будет сделано, потому что латышские государственные школы опустеют. А многие родители переведут своих детей на дистанционное обучение в российские школы.

«Правда, сейчас говорят, что и в России уровень школьного образования снизился, но даже если это и так, то все равно между ними и нами пролегает пропасть. Образование в России и в Латвии — это не просто две большие разницы, это земля и небо»,  — отметила Наталья.