Кургинян рассказал, за что элита не любит русскую классическую литературу
Русская классика противна элите России, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 14 ноября в выпуске авторской программы «Предназначение».
Это, по его словам, происходит из-за того, что русская классическая литература всегда была антипотребительской, антиобывательской, выступавшей против всевластия «маленького» человека.
В качестве примера Кургинян зачитал отрывок из рассказа Чехова «Крыжовник», описывающее отношение автора к актуальной ему реальности, поразительно напоминающей наше время.
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию», — прочитал он.
Философ, продолжая цитировать Чехова, ссылается на слова из этого же рассказа о множестве довольных счастливых людей, о их подавляющей силе, наглости и праздности сильных, о невежестве и скотоподобии слабых, их пьянстве, лицемерии и неумении громко возмутиться.
«Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников», — приводит фразу из рассказа «Крыжовник» политолог.
Далее лидер движения «Суть времени» говорит о том, что автор в рассказе пишет о неумении видеть и слышать страдающих, о страшных вещах происходящих где-то за кулисами.
«Всё тихо, спокойно, и протестует только одна немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз», — цитирует Чехова Кургинян.
Философ приводит слова Чехова о том, что счастливому нужно постоянно напоминать, что есть несчастные, о том, что счастливый должен знать, что в случае болезни, бедности и большого несчастья его никто не услышит и не придет на помощь.
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» — прочитал Кургинян.
Политолог рассуждает о нелюбви нашего истеблишмента к классической литературе, приводя слова Гумилева, о том, что войдет он
«…не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: «Вставай!».
Кургинян напоминает, что вся русская классическая литература такая и актуальная российская элита не любит ее именно за это.
Рассуждая о русском человеке философ говорит: «Русский человек не хочет быть мелким и мелкую жизнь вести не может. Но если бы он и мог ее вести и купился на нее, — а часть купилась, — то в ней нет счастья. В ней может быть что угодно, только не счастье».