Принята новая стратегия развития минерально-сырьевой базы РФ
Стратегия развития минерально-сырьевой базы России принята правительством России, 3 августа сообщает газета «Известия».
Сообщается, что новая стратегия развития минерально-сырьевой базы РФ до 2050 года определяет главные задачи: опережающее развитие минерально-сырьевой базы и повышение степени переработки сырья внутри страны.
Существуют малораспространенные металлы, критически необходимые для производства современной продукции. Например, Китай поставляет 98% редкоземельных металлов, Турция поставляет 98% боратов, Южная Африка — около 70% металлов платиноидной группы. Дефицитными материалами считаются уран, марганец, хром, титан, вольфрам и ряд других металлов. Например, марганец поставлялся в Россию с Украины, он использовался при выработке стали. С началом СВО поставки прекратились, их пришлось осуществлять из ЮАР и Габона.
Концентрация добычи дефицитных ресурсов за рубежом делает Россию уязвимой для санкций, создает риски национальной безопасности. Предполагается, что преодоление зависимости от поставок редких и дефицитных металлов будет достигнуто за счет развития собственной минерально-сырьевой базы.
Стратегия предполагает разведку новых месторождений, прежде всего в Арктике, а также стимулирование развития технологий и оборудования для их переработки. По мнению эксперта экономического факультета РУДН Тимофея Мазурчука, многие проекты по восстановлению добычи и переработке сырья будут начинаться с нуля, заново выстраивая разрушенные со времен СССР технологические цепочки.
Отметим, что ключевым моментом, необходимым для успешной реализации стратегии на практике, являются опережающие инвестиции в геологоразведку и разработку технологий добычи, за которыми должны следовать инвестиции в проектирование и строительство принципиально новых горно-обогатительных комбинатов. При этом мощности по добыче сырья должны быть вписаны в уже существующие в России технологические цепочки.
Не менее важным фактором является координация усилий разных по ведомственной и имущественной принадлежности, интересам и возможностям участников процесса на протяжении десятков лет. Реализация намеченного требует конкретного стратегического планирование на срок не менее 10-15 лет, с указанием ответственности каждого участника за срыв порученных мероприятий. Сроки планирования значительно больше, чем существовавшее в период СССР пятилетнее планирование.
Также следует отметить, что существующие на сегодняшний момент условия кредитования бизнеса в ряде случаев делают экономически необоснованными даже краткосрочные инвестиции на срок один-два года.