1. Культурная война
  2. Культурная репатриация
Афины, / ИА Красная Весна

Проблема мраморов Парфенона перешла на международный уровень — Kathimerini

Изображение: Андрей Грук © ИА Красная Весна
Эмблема объекта всемирного наследия UNESCO
Эмблема объекта всемирного наследия UNESCO
Эмблема объекта всемирного наследия UNESCO

Проблема возврата в Грецию скульптур Парфенона перешла на международный уровень в ходе заседания межправительственного комитета ЮНЕСКО по возвращению культурных ценностей, пишет 6 октября греческая газета Kathimerini.

Издание отметило, что впервые с 1984 года комитет не просто вынес очередную рекомендацию, но и принял решение, оказывающее давление на Великобританию. Как заявили источники, это решение ознаменовало собой изменение позиции ЮНЕСКО по вопросу возврата мраморов. Источники привели мнение, согласно которому, если бы ЮНЕСКО продолжило лишь давать рекомендации, она бы подорвала свой собственный авторитет.

Как заявили источники, знакомые с процедурами комитета, итоговое решение комитета «потрясло» представителей Британии. До этого данный вопрос считался частным вопросом одной экспозиции одного музея. Решение же вынесло это на уровень спора между двумя государствами — Британией и Грецией.

Такому повороту способствовала смена аргументации Греции. Она не только обосновала свои заявления о том, что у нее есть Музей Акрополя, пригодный и предназначенный для выставки этих артефактов, но и разоблачила аргументы Британии, показав их изъяны на этическом и ценностном уровне.

«Если [Британский] музей хочет гордиться своей всемирностью или энциклопедичностью, то он должен иметь также и соответствующий моральный облик. Это нельзя сделать, каким-либо образом отрывая [от своего места] памятник всемирного значения, такой как Парфенон», — пояснили источники один из аргументов греческой стороны.

Как сообщает издание, многочасовая встреча началась в формате общей дискуссии о возвращении культурных ценностей. В некоторый момент африканские страны повернули ее, подняв вопрос предметов, вывезенных из их стран в период колониальной зависимости. Греция поддержала эту тему, заявив вместе с тем, что проблема скульптур Парфенона — проблема особенная.

Как заявила изданию профессор интеллектуальной собственности и культурного наследия Университета Никосии Ирини Стаматуди, данное решение ЮНЕСКО достигло сразу двух целей. Во-первых, оно сделало вопрос публичным. Во-вторых, усилило давление на Британию, которая до сих пор не вступала в диалог с Грецией по существу вопроса. По словам эксперта, данное решение дает новые надежды, однако не стоит ожидать сразу многого, поскольку решение остается за Британией.

Напомним, скульптуры Парфенона были вывезены лордом Элгиным в период с 1802 по 1812 годы, якобы с разрешения Османской империи. Обретя независимость, Греция стала требовать возврата ценностей.

Читайте также: ЮНЕСКО потребовала от Британии вернуть скульптуры Парфенона