«Говорить, что казахи были нелюбимым народом Сталина — глупо»
Тема голода 30-х годов в Казахстане сильно политизируется, заявил казахстанский политолог Данияр Ашимбаев в интервью 28 февраля Информационно-аналитическому Центру МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве.
Ашимбаев прокомментировал информационную кампанию, которая началась после заявления спикера сената Казахстана Маулена Ашимбаева, о том, что массовый голод 30-х годов является общей для стран бывшего СССР трагедией. Против спикера ополчились казахские национал-патриоты.
Политолог рассказал, что тема голода с каждым годом всё больше политизируется и подается однобоко. В итоге массовое сознание предельно мифологизируется и упрощается.
«Такое ощущение, что были древние великие тюрки, потом сразу Монгольская империя, потом Казахское ханство, затем сразу пришли большевики и всех коллективизировали», — заявил Ашимбаев.
«Фактически все сводится к тому, что „злая Россия пыталась уничтожить добрых и мирных казахов“», — добавил он.
По мнению Ашимбаева, в Казахстане после революции «вопрос об ускоренном оседании ставился в значительной степени уже самими казахами — как партийными работниками, так и интеллигенцией». К сожалению, при коллективизации было много перегибов, которые и привели к жертвам. При этом политолог отмечает, что в республиках с похожим укладом (в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркменистане, Башкирии, Калмыкии) голода не было.
«И при этом, говорить, что казахи, мол, были самым нелюбимым народом Ленина или Сталина, мягко говоря, глупо — из всех восточных народов казахи были больше всех представлены в руководстве страны на тот момент», — подчеркнул Ашимбаев.
По словам политолога, требования ускоренной коллективизации и оседания и выбранный для этого формат исходили из Алма-Аты, а не из Москвы.