1. Война идей
  2. РПЦ и советское наследие
Курган, / ИА Красная Весна

Митрополит Иосиф: коммунистические взгляды — не обязательно атеистические

Изображение: © ИА Красная Весна
Дискуссия в рамках Рождественских чтений. Курган. 14.12.2018 (1)
Дискуссия в рамках Рождественских чтений. Курган. 14.12.2018 (1)
Дискуссия в рамках Рождественских чтений. Курган. 14.12.2018 (1)

На вопрос об отношении Русской православной церкви к коммунистически настроенным гражданам ответил митрополит Курганский и Белозерский Иосиф 14 декабря, в ходе дискуссии, состоявшейся в рамках «Рождественских чтений», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Вопрос о об отношениях православных и коммунистов поднял в Кургане на дискуссии, посвященной чувствам верующих, представитель движения «Суть времени» Евгений Найман: «Сам я человек коммунистических взглядов, но в среде коммунистов есть течения, к которым я не отношусь, очень материалистически настроенных людей, которые любят заниматься поношением церкви. Мы, движение «Суть времени», стараемся их всячески от этого отвести, говоря: «Вот смотрите, церковь сегодня занимается сохранением человека, пытается сохранить его от морального разложения. Церковь сегодня гуманистические ценности отстаивает. Мы же тоже в этом заинтересованы».

«С другой стороны, церковь тоже подчас недружелюбно относится к людям с коммунистическими ценностями. Бывают и другие моменты, когда люди, прикрываясь православием, начинают поносить советскую историю и так далее. Понимаю, что отношения церкви и советской власти были напряженными и сложными. Хотелось бы, чтобы примирение состоялось по-настоящему, не за счет капитуляции одной из сторон. Нам нужна целостность истории. Декоммунизация для России плохо кончится, мы уже видим, к чему она привела на Украине».

На вопрос ответил митрополит Курганский и Белозерский Иосиф: «Мы относимся к этому спокойно. Есть люди, которые прикрываются православием. Неоднократно, прикрываясь православием, пытались добиваться своих целей. В начале 1990-х годов у нас образовалось целое движение братств. Это были совершенно автономные от церкви организации, но заявляющие себя православными. Кончилось это тем, что церковь вынуждена была официально заявить, что эти движения не имеют к ней никакого отношения, потому что они стали преследовать цели совершенно чуждые церкви.

Что касается отношений с коммунизмом… В тоталитарном государстве церковь была преследуема, физически. Тысячи пострадавших архиереев, священников, монахов, православных мирян, которые отдали жизнь за Христа. Это была коммунистическая идеология, которая активно навязывалась каждому гражданину нашей страны.

Но ведь коммунистические взгляды они не обязательно атеистические. У нас есть коммунистические партии во многих странах (в том числе в Греции, где православие — государственная религия), но они не провозглашают войну с церковью. У нас коммунистическая партия провозглашала войну с церковью. В этом была их ошибка. … Сегодня коммунистическая партия не высказалась за то, чтобы провести ревизию в своем мировоззрении, своем учении и отказаться от этого наследия. Те, кто сегодня считают себя коммунистами продолжают эту линию. Линию активной борьбы с церковью. В любом случае я не знаю какого-либо руководящего документа, который бы говорил, что сегодня те, кто являются членами коммунистической партии, не могут являться членами церкви. Они не вправе такое говорить. Потому что церковь, она обращена к каждому человеку конкретно. Ни к партии, ни к течению. К каждому человеку. Если человек принимает Христа и Веру Христову, значит он член Церкви.

Наверное, находить эти точки соприкосновения нужно, в том числе и с коммунистическими партиями. Если они, перегибая палку, рушили наши храмы, у нас в области десятки разрушенных храмов, на которые нам сил не хватает, чтобы их восстановить. Давайте вместе прикладывать усилия, чтобы эти храмы восстановить. Вот тогда, наверное, когда мы восстановим эти храмы, нам делить будет нечего, и ругаться не за что».

Отметим, что движение «Суть времени» придерживается коммунистических, просоветских взглядов, но вместе с тем выступает за диалог с представителями разных традиционных религий. Лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян еще в 2011 году отметил: «Никакой Сверхмодерн, никакой новый Красный проект не будут построены на конфронтации с религией вообще и православием в особенности. А в принципе — с религией вообще. Мы считаем этот конфликт глубоко бессмысленным, православие [мы считаем] величайшим мировым духовным учением, внесшим фантастический вклад в русскую культуру, в русскую идентичность. При этом я напоминаю, что в эпоху СССР никто не называл нас „советскими“ за рубежом, все нас называли „рашн“. Вот во всё это православием внесен огромный вклад. Вклад этот определяет место России в мире и ее особую роль в мире. Без этого вклада России нет».