ФАС РФ запланировала использовать ИИ для выявления картельных сговоров
Автоматизировать процесс выявления и доказывания антиконкурентных соглашений с помощью аналитической информационной системы (АИС) «Антикартель» на основе искусственного интеллекта намерена Федеральная антимонопольная служба России, сообщает 31 мая газета «Коммерсант».
Создание АИС к 2023 году предусмотрено планом цифровой трансформации ФАС, опубликованном на портале ведомства. Затраты на разработку и запуск АИС составят 110 млн руб. Как пояснили в ФАС, система будет работать на основе распределенного хранилища больших данных, соединенных в единый кластер, и использовать технологии машинного обучения и искусственного интеллекта.
«АИС позволит автоматизировать процесс выявления и доказывания антиконкурентных соглашений. Кроме того, программа способствует предупреждению нарушений благодаря возможности самопроверки риска участия в картельном соглашении», — сообщили в ФАС.
Издание предполагает, что «Антикартель» — это модернизированная версия системы «Большой цифровой кот», первый пилотный модуль которой ФАС запустила осенью 2019 года. Тогда в ведомстве заявляли, что в основе работы системы будет лежать машинное обучение.
Как сообщил директор практики данных и аналитики Accenture в России Михаил Садофьев, техническая и методологическая реализация задачи не составляет проблемы. Так, по его мнению сговор можно будет определить как по сверке ценовых предложений и движений рынка, так и по косвенным признакам, в числе которых могут быть «новостной фон, изменение аффилированности и даже соцсети».
Садофьев добавил, что система сможет анализировать сайты компаний, их профили в социальных сетях, публичную отчетность и товарные каталоги, сайты закупок и данные, которые на уровне государства могут быть запрошены у компаний в рамках внедрения АИС.
Гендиректор «РТС-Тендера» Владимир Лишенков сообщил, что параметрами для анализа могут стать IP-адреса, с которых ведется активность, и их пересечение между поставщиками. Кроме того, можно будет отслеживать группировку поставщиков по номенклатуре участия, пересечение их по конкретным регионам, заказчикам, сравнивать процент снижения цены по регионам, аффилированность руководящих лиц и другие показатели.
Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян указал, что компании внедряют аналогичные скрининговые сервисы с 2012 года. По его мнению, для того, чтобы выводы АИС имели юридическую силу в суде, необходимо подготовить «большую законодательную нормативную базу».